Илья Муромец — жизнь вне былин: факты и мифы о знаменитом русском богатыре

Содержание

Илья Муромец – герой русских былин, почитаемый православной церковью святой. Точных сведений о жизни богатыря нет, зато есть мифы. Некоторые детали биографии Муромца связаны с фактами из жизнеописания исторических личностей. Подробнее о герое русского былинного эпоса – в материале 24СМИ.

История жизни Ильи Муромца по былинам

В XVI веке люди не сомневались, что Муромец – реально существовавший человек, который жил в XII веке и помогал князю защищать Киев от половцев. Полное имя – Илья Муромец сын Иванович.

До XXI века дошли сведения, которые кажутся хорошими сюжетами для сказок. Перед читателями выстраивается мир Руси, которая уже приняла христианство. Но государство, которое уверовало в единого Бога, отказавшись от языческих идолов, постоянно подвергается нападению представителей другой веры.

Пока шли кровопролитные бои, недалеко от Мурома в селе Карачарово жил сын крестьян по имени Илья. Мальчик был прикован к кровати из-за врожденной патологии. В таком состоянии Муромец провел 33 года. Мужчина обладал недюжинной силой, но из-за болезни не мог воспользоваться ею в полной мере.

За время недуга Илья приобрел ряд качеств, которыми часто наделяют героев русского эпоса: смирение, доброта, уверенность и спокойствие, философский взгляд на жизнь.

Перемены произошли, когда домой к мужчине пришли старцы, которые попросили подать воды. Илья объяснил причину, по которой не может выполнить просьбу, но гости повторили сказанное, и звучало это уже как приказ. Муромец встал с кровати, налил воду и поднес старцам, но они велели мужчине выпить ее. Илья подчинился и внезапно почувствовал силу, которая в разы превосходила ту, которую имел до этого.

Старцы приказали Илье отправиться в Киев и поступить на службу к Владимиру Красному Солнышку. По пути в город гости велели мужчине найти валун, который следовало поднять. Под камнем герой нашел коня, меч-кладенец и доспехи.

Есть другая версия исцеления Ильи. Пробыв 33 года без движения, Муромец решил превозмочь и взять под контроль болезнь силой мысли. Сделав волевое усилие, мужчина покинул родительский дом и отправился навстречу приключениям. Товарищем и советчиком Муромца был Святогор, с которым Илья путешествовал по стране.

Однажды Святогор и Илья нашли древний гроб, который решили примерить. Для Муромца оказался велик, а старшему товарищу – подошел. В дар от Святогора Илья получил меч-кладенец и недюжинную силу.

Первым подвигом Муромца считается бой с Соловьем-разбойником, которого он победил по пути в Киев.

Филолог Сергей Азбелев выделил 53 сюжетные линии былин, в которых упоминается Илья Муромец. В 15 уроженец Мурома – главный герой. Противниками героя становятся персонажи, которым чужда культура русского народа. Враги Муромца стремятся захватить и разграбить города Руси, подчинить народ.

Муромец, которого на службу принял князь, выходит на передовую, увлекая за собой рядовых воинов. Илья вступал в бой с Идолищем Поганым, Жидовином, Батыем, Калин-царем. В сюжете про Тугарина жена Муромца, поляница Савишна, облачилась в доспехи мужа и спасла Киев от войск степного воина.

Муромец часто встречался на поле брани с врагами Русского государства. Но иногда Илья становился участником поединков, в которых оппонентами выступали соотечественники, боровшиеся за то же, что и уроженец Мурома.

Есть былина, которая рассказывает о схватке между Ильей и Добрыней Никитичем. Исследователи отмечают, что в ходе поединка Муромец хотел проучить молодого и вспыльчивого богатыря.

В текстах сохранившихся былин пересекаются Муромец и Алеша Попович. Последний захотел выехать на охоту. Отец богатыря выделил сыну отряд воинов и лошадей. Алеша ехал с дружиной сутки, после чего остановился у трех дорог – на Киев, Чернигов и к морю. Решил богатырь отправиться в столицу, дабы посетить церковь.

По дороге в город Попович встретил отряд Василия Прекрасного, который шел на Киев, намереваясь захватить столицу, убить князя и жениться на княжне. Но планы воина нарушил Алеша, который разбил войска неприятеля и продолжил путь в Киев, чтобы сообщить правителю о произошедшем. Но Владимир не принял воина, и тот, расстроившись, уехал в Ростов.

О случившемся узнал Илья Муромец, который поговорил с князем и убедил устроить пир в честь Поповича. Добрыня Никитич тем временем поехал за Алешей. Владимир изменил решение и тепло принял героя, подарив земли.

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – три богатыря, которые считаются ключевыми героями русского эпоса. Виктор Васнецов выбрал героев фольклора для картины «Богатыри». Персонажи произведения стоят в поле и высматривают врагов родины.

В образе Муромца художник отразил великую историю русского народа, опыт и мудрость. Лошадь Ильи стоит на бугорке, что символизирует основательность и силу.

Обладатель гордого боевого духа Добрыня Никитич олицетворяет готовность ринуться в бой и защитить русскую землю. Рядом с его конем лежит камень, который указывает на прочный и несокрушимый дух русского богатыря.

Образ Алеши Поповича романтизирован. Молодой богатырь имеет поэтическое начало, чувствителен ко всем проявлениям красоты. Именно рядом с его конем растут маленькие елочки, которые символизируют зарождающееся новое поколение и великое будущее Руси.

У 53 сюжетных линий былин, в которых встречаются упоминания о Муромце, десятки и сотни отдельных вариантов развития событий, которые записывались у разных сказителей. В среднем у каждой былины есть 12–45 вариантов, которые отличаются друг от друга сюжетными особенностями, но связаны единой историей.

Былины об Илье Муромце создали обширный пласт русской культуры, который состоит из сказок, легенд, кино, театральных постановок, живописи, памятников. Имя богатыря давали одному из первых русских самолетов, а также ледоколу, который состоит на службе ВМФ России.

Самолет «Илья Муромец»

В годы ВОВ на рельсы поставили бронепоезд «Илья Муромец». Поездка советских солдат началась в Муроме, а закончилась в 50 км от Берлина из-за разрушенного моста через Одер.

Илия Печерский и русский богатырь

Былины наполняют русский народный эпос и увековечивают героические события или примечательные эпизоды национальной истории XI–XVI веков. Оттого в образах многих богатырей узнаются черты людей, которые действительно жили в средневековой Руси и принимали непосредственное участие в ее истории.

Илия Печерский – инок Киево-Печерского монастыря – жил в XII веке. Исследователи русского фольклора считают его прототипом Ильи Муромца. Доказательства жизни Илии сохранились, а вот Муромец, по версии ученых, – собирательный образ, некоторые особенности которого позаимствованы в том числе и у упомянутого священнослужителя.

Печерский родился в селе Карачарово в промежутке между 1150 и 1165 годами, считают ученые. Но гипотеза вызывает сомнения, потому что в истории населенный пункт впервые упоминается в XVII веке. Согласно другому мнению, Илия появился на свет в городе Карачев или поселке Моровск.

С юности Печерский обладал недюжинной силой и носил прозвище Чоботок: однажды богатырь отбился от врагов одним сапогом – чоботом.

Монашество Илия принял в Киево-Печерской лавре, но священнослужению посвятил не всю жизнь. Ученые доказывают это отсутствием упоминаний о житии преподобного. Считается, что Илия большую часть жизни посвятил ратному делу и решил стать монахом после того, как едва не погиб в бою.

Некоторые исследователи предполагают, что Печерский родился в Муроме, где после жили его потомки, носившие фамилию Гущины. Преемники Илии обладали невероятной силой. Например, одному из потомков, который жил в конце XIX века, даже запрещалось участвовать в кулачных боях.

Рядом с домом, где Илия жил в Муроме, стоит Троицкая церковь. Предание гласит, что мужчина построил здание сам. В ходе работы Печерский на плече носил стволы дуба-топляка, которые сплавлялись по реке.

Точной даты смерти Илии, как и ее причин, не сохранилось. Но существует гипотеза, что Печерский погиб 2 января 1203 года при нападении на Киев Рюрика Ростиславича. В Киево-Печерской лавре придерживаются мнения, что Илия не погиб на поле сражения, а был тяжело ранен копьем в грудь, но выжил. И последние годы жизни богатырь провел в служении Богу.

Мощи Илии хранятся в пещере Киево-Печерской лавры. Для исследователей, которые изучают жизнь святого воина, примечателен 1988 год. Ученые проводили экспертизу мумифицированных останков Печерского. Анализ показал, что останки принадлежат мужчине, умершему в XII столетии.

Характеристика антропометрических данных усопшего указывают на нетипичный для Средневековья рост – 177 см. У современников Илии средний рост составлял 165 см. Исследователи обнаружили признаки заболевания позвоночника, что указывает на связь с былинным Ильей Муромцем, который не мог ходить из-за проблем со спиной.

Череп монаха толще, чем у обычных людей. Запястья и ключицы превосходят по размерам примеры из анатомии.

Причиной смерти Печерского мог стать удар копьем или мечом в грудь. На левой руке сохранились следы характерной раны. Вероятно, Илия прикрывал грудь от острия оружия. Погиб Илия в возрасте 40–45 лет.

Работа советских ученых помогла снять часть вопросов, касающихся личности Печерского. Но по-прежнему остаются факты из биографии Илии, которые мифологизируются и обрастают новыми подробностями.

Читайте такжеГригорий Распутин: факты и мифы о знаменитом придворном старце

Илья не мог ходить по вине деда-язычника

Жизнь героя былин начинается неудачно: мальчик осознает, что не сможет ходить всю жизнь и будет прикован к кровати. Причину, по которой Илья Муромец родился с патологией, объясняет легенда, связанная с приходом христианства на территорию Руси.

Дед будущего богатыря оставался верен язычеству и не хотел принимать веру в единого Бога. В знак решительности предок Муромца разрубил топором икону. Тогда родственнику Ильи предрекли проклятие на мужской род – якобы мальчики в семье будут рождаться калеками.

Илья появился на свет через 10 лет после случившегося. Если верить легенде, то мальчик действительно стал жертвой необдуманного решения дедушки. Но фольклорная мысль идет дальше. 33 года недуга сделали Илью кротким и терпимым, поэтому высшие силы решили дать мужчине возможность послужить во славу христианской веры и наделили огромной для смертного силой.

Психиатры объясняют невозможность Муромца ходить явлением астазии-абазии (нарушение способностей стоять и ходить) при отсутствии органической патологии опорно-двигательного аппарата. Отклонения наблюдаются у лиц, страдающих от диссоциативных расстройств, ранее называемых истерией.

Илья Муромец – уроженец Центральной Европы

Исследователи выдвинули теорию, что богатырь родился не в Карачарове и не связан с силачами, носившими фамилию Гущины. Во-первых, село впервые упоминается в XVII столетии, а Илья, по легенде, жил в XI–XII веках.

Существуют варианты, что в Киев Муромец прибыл с запада. Путь пролегал через Краков и Туров. Подсказкой вероятной родины героя служит другое имя – Илья Моровлин. Поэтому ученые предполагают, что Илья появился на свет в городе Морове Черниговской области, либо в Моравии (регион Чехии).

Источники до XVI века воспринимали моравских князей частью русского этноса. Никоновская летопись именует моравов моровлянами.

Следы Муромца в скандинавских и немецких источниках

Обсуждается теория, согласно которой родиной Ильи может быть Норвегия или Германия. Образ Муромца содержится в норвежской «Саге о Тидрике Бернском» и немецкой поэме «Ортнит».

В саге герой носит имя Илиас, считается сыном царя и братом князя Вальдемара. Действия происходят в V веке, но исследователи нашли нестыковку. В произведении одновременно упоминаются Атилла и Тидрик – первый умер в 453 году, а второй родился в 454-м.

Илиас владел недюжинной силой, которая вызывала восхищение у воинов. Но гунны под началом Атиллы победили войско Вальдемара и убили князя. Илиасу за силу и храбрость даровали жизнь и сохранили наследственные земли.

В немецком произведении Илиас – дядя и учитель короля Ломбардии Ортнита. Вместе с родственником воин совершает поход в Сирию с целью похитить царскую дочь.

Исследователи полагают, что образ Ильи Муромца мог быть заимствован русскими авторами у европейских коллег.

Илья Муравленин в литовских источниках

Считается, что первое упоминание Муромца в источниках датируется 1574 годом. Староста города Орши, входившего в состав Великого княжества Литовского, Кмит Чернобыльский сетовал на трудности пограничной обороны и просил руководство провести реформы. В противном случае для сдерживания вражеского натиска «будет надобность в Илье Муравленине».

Родилось мнение, что Муромец родился или сражался на территории, которая связана в прошлом с ВКЛ.

Сопоставление со святым

Легенда связана с Илией Печерским, которого в 1643 году канонизировали. Личность причислили к лику святых как «преподобного Илью Муромца». Отсюда получилась путаница, что былинный герой стал святым, хотя образ носит собирательный характер, а Печерский – историческая персона.

День Ильи Муромца, в который принято чтить память былинного героя, приходится на 1 января (19 декабря по старому стилю).

Уход в священники на смертном одре или служение церкви – цель жизни

Ученые спорят: Илья Муромец (Илия Печерский) изначально связал жизнь со служением Богу и защитой христиан Руси либо стал монахом на смертном одре.

Согласно мнению исследователей, Илья критически отзывался о князе и с большим трепетом относился к религии. Поэтому Муромец стремился быть полезным церкви и христианам, а не правителю.

Но это не дает ответа на вопрос: когда Муромец стал священником. Поэтому появляются мифы о выжившем в бою Илии, который захотел посвятить остаток жизни подвигам инока.

Читайте такжеАлександр Невский: мифы о персоне и ее значение для России

Сын Ильи Муромца

Согласно былинам, у Муромца был сын – Сокольник, который родился от связи с некой чужестранкой. Сюжет народного фольклора описывает поединок отца и отпрыска. Побеждает Илья, который узнает в поверженном враге родственника. Помогает в этом перстень, который богатырь подарил матери Сокольника.

Муромец отказался убивать сына, но тот отказался мириться с родственником и попытался расправиться с Муромцем. Илья не прощает отпрыска и убивает юношу.

Памятник Илье Муромцу в Муроме

Илья Муромец, которого связывают с Илией Печерским, – мифическая личность, которая за восемь веков обросла легендами. Фольклористы, мифологи и культурологи работают над развенчанием некоторых из них, но столетия впитали в себя пласт народных преданий о русском воине, поэтому работа исследователей продолжается.

Share Button
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика