Ипатьевский монастырь в Костроме: история, архитектура, святыни

Содержание

Ипатьевский монастырь ассоциируется со Смутным временем, Годуновыми и Романовыми. Его белые стены и золоченные купола – первое, что видят пассажиры судов, плывущих мимо Костромы по Волге. А история царских династий, связанных с ним, – первое, о чем напишут путеводители. Но не все едут сюда, чтобы посмотреть на место, где соглашался взойти на царство Михаил Романов.

История Ипатьевского монастыря

Монастыри возникали на Руси не вдруг. С большинством из них связаны чудесные знамения. То правитель увидел дивный сон и задумал на месте проявления божественного чуда построить монастырь, то монах-отшельник услышал «диво-дивное» (колокольный звон в пустынной местности, ангельское пение) и решил поселиться в этом месте.

Основание монастыря

С Ипатьевским монастырем связывают легенду о том, что на этом месте татарского мурзу Чета посетило видение. На берегу реки стояла Богоматерь с апостолом Филиппом и святым Ипатием Гангрским. Вместе с видением к мужчине пришло исцеление от некой болезни. В благодарность высшим силам он и построил монастырь. Мурза к тому времени крестился и принял имя Захарий. От него якобы произошли бояре Захарьины, Годуновы, Сабуровы.

Ипатьевский монастырь (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ipatiev_Monastery_2.jpg)
Ипатьевский монастырь / Фото: Wikipedia.org

Это описание, конечно, неправдоподобно. Трудно понять, почему мурза, увидев троих, проигнорировал Богородицу с апостолом и решил построить монастырь в честь святого. Также непонятно, как он определил, что видит Ипатия Гангрского, а не другого небожителя. На иконе Ипатия, хранящейся в Третьяковской галерее, нет «говорящих» атрибутов, по которым его легко идентифицировать. Поэтому, несмотря на то, что это официальная версия, объясняющая причину основания монастыря, исследователи ищут другие аргументы.

Собственную версию выдвинул советский историк Степан Веселовский. Он пришел к выводу, что легенду придумали Годуновы в XVI веке. Якобы они попали в трудное положение. Род Годуновых возвысился и породнился с царями, а легендарной родословной у них не было. Тогда бояре изобрели историю о мурзе, служившем Ивану Калите и принявшем христианство. Этим объяснили, как он основал монастырь, находившийся в вотчине Годуновых. Такие теории интересны и даже часто логичны. Но доказательств у них нет. Поэтому официально по-прежнему считается, что основал Ипатьевский монастырь под Костромой мурза Чет.

Первые постройки

Название монастыря впервые упоминается в летописи в 1432 году, но считается, что сама обитель заложена до этой даты – в 1330-м. Упоминание связано с текстом Ипатьевской летописи, найденной в монастырской библиотеке Николаем Карамзиным.

Первой постройкой на территории обители стала деревянная церковь, освященная во имя Живоначальной Троицы. Деревянные постройки часто горят, поэтому в 1560-м на месте деревянного храма построили каменный пятиглавый собор. Назвали его Троицким. В этом соборе 14 марта 1613 года был призван на царство Михаил Романов.

Строительство велось на средства Дмитрия Годунова, приходившегося дядей Борису Годунову, но через 50 лет после постройки земли принадлежали матери Михаила.

Фреска "Мать Михаила Романова просят отпустить сына на царство" (https://fr.wikipedia.org/wiki/Monast%C3%A8re_Ipatiev#/media/Fichier:Kostromatsar.jpg)
Фреска «Мать Михаила Романова просят отпустить сына на царство» / Фото: Wikipedia.org

Согласно летописи, в 1649 году здание уничтожил взрыв. В его подвалах мог храниться порох со времен Смутного времени. Неосторожное обращение с огнем стало причиной трагедии. Современный пятиглавый Троицкий собор построен по распоряжению царя Алексея Михайловича (сына Михаила) в 1650 году.

География

Ипатьевский монастырь находится на берегу реки Костромы рядом с тем местом, где она впадает в Волгу. Большинство монастырей строились в красивых местах. Это не случайно. В локации с удивительной природой человек успокаивается, испытывает чувство умиротворения, восторг и другие положительные эмоции. Визуальная привлекательность легко объясняет, почему место кажется особым или почему основатель обители говорил о том, что увидел или почувствовал что-то божественное. Если, конечно, не принимать за правду, что мурзе на самом деле явилась Богородица.

Жизнь монахов

Первые поселенцы ловили рыбу, выращивали овощи (лук, репу). Тем и питались. Обилие рек позволяло перевозить товары водой. Это удобнее с точки зрения грузоподъемности, чем возить подводами с лошадьми. Поэтому монастыри у рек быстро разрастались. Монахи начинали заниматься ремеслами и обменивать произведенную продукцию у проплывающих мимо купеческих кораблей на нужные товары.

В XVI веке монастырь бурно развивается. Борис Годунов дарует обители ряд ближайших сел и присылает денежные пожертвования. Так Ипатьевский монастырь превращается в неприступную крепость. Монастырский двор обносят стенами. По углам возводят каменные сторожевые башни, строят звонницу.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в 1613 году. Литография И. Литвинова (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:4-Ipaty1613.jpg)
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в 1613 году. Литография И. Литвинова / Фото: Wikipedia.org

Романовы

Главные события в жизни монастыря относятся к XVII веку, включая Смутное время. Местный архимандрит присягнул на верность Лжедмитрию II. В феврале 1609 года горожане восстали против гарнизона Лжедмитрия, перебили солдат и осадили обитель. Осада длилась до сентября, пока не подошла помощь в виде войска Василия Шуйского, и защитники монастыря сдались.

Смута заканчивается разграблением и последующим упадком. Но Ипатьевскому мужскому монастырю повезло. Он не сгорел и разграблен не был. В его кельях временно жил будущий царь Михаил Романов с матерью. За то, что эти стены дали защиту, Романовы будут выделять обитель среди других. Жаловать земли, делать богатые пожертвования. Вступая на престол, новый монарх совершал паломничество в обитель. В Троицком соборе даже создали особое место для царя. Называлось оно «царским».

Вокруг монастырских стен в эпоху Романовых разрастается город. Это связано с тем, что скот содержат не внутри монастырей, а за стенами. Там же селятся миряне, которые трудятся в обители. Там же строят мастерские, которые создают необходимые монастырю товары, – кузницы, свечные мастерские. Появляются понятия старого и нового города. Старый – закрытая территория монастыря, где живут только монахи. Новый – территория общего пользования.

Легенды Романовых

В мае 1913 года монастырь стал центром празднования 300-летия династии Романовых. Безусловно, Ипатьевский монастырь больше всего известен связью с последней царской династией. По легенде, Михаил Романов, первый из них, на пути к трону поднимался по 23 ступеням. Николай II, последний Романов, якобы спускался в подвал Ипатьевского дома по 23 ступеням.

Такие аналогии, как похожее название обители, с которой началась династия, и места, где закончилась, эзотерики объясняют особой мистической связью и исполнением предначертанного Богом. Еще одна легенда объясняет причины падения Романовых: их якобы прокляла Марина Мнишек, жена Лжедмитриев, за убийство сына.

Троицкий собор (https://www.flickr.com/photos/aram_bagdasaryan/52292772308/in/photolist-2nEW8my-2igDQFq-dRahyP-2igD2u5-dRfSLb-dRfQEQ-dRfSe9-YjEu3T-dRamae-LGne9N-dRahkR-dRakYk-dRfTmE-dRahrV-dRfRLy-dRakQT-dRfQx9-dRfU6E-5A9SKB-LKm5Yc-LiWZfj-LGn3Xf-LiWHxC-LzMDG5-LiX4ub-LGn9Hd-KNfZHb-LKmbuc-LzMX5w-LCoK68-LGn2V5-LKkS8x-LKmcse-LKmawa-KNfZg9-LKmdPx-LzMYC1-LCosJv-LzMV9C-LCotDX-LCoszH-LCoYaK-KNs7k6-LCoR8i-LiX5Mw-LCoTBg-LCorvD-2hnPfCY-2jkAdRn-9rxvie)
Троицкий собор / Фото: Flickr.com

Монастырь после революции

После Октябрьской революции большевики закрыли все монастыри, в том числе Ипатьевский. Ценности, которыми они обладали, вывезли в Москву. То, что не представляло финансовой и культурной ценности, передали местному краеведческому музею. В кельях поселили рабочих с фабричных окраин Костромы.

Десакрализация продолжалась в 1920–1930-е. В 1922 году по недосмотру сгорел архиерейский корпус. После пожара остатки здания передали профсоюзу текстильной фабрики с целью восстановления и применения на нужды предприятия.

Одноэтажная церковь, освященная в честь Рождества Богородицы, использовалась для открытия антирелигиозного музея. В 1930-х годах партийные руководители решили ее снести. По плану сносу подлежали монастырские стены, а также ряд дворовых построек. Однако по неизвестной причине решение о сносе отменили.

Перед началом Великой Отечественной войны отношение к монастырям изменилось. Их стали считать не «рассадником религиозных заблуждений», а достопримечательностями. Начали организовывать экскурсии и реализовывать программы восстановления памятников. После войны расселили в городские квартиры жильцов, которые обитали в бывших монастырских кельях.

После смерти Сталина комплекс пополнился деревянным Спасо-Преображенском храмом (1956). Его перевезли с территории, которая подпадала под затопление новым Горьковским водохранилищем. В 1958 году постройки на территории обители объединили в историко-архитектурный музей-заповедник.

Читайте такжеОптина пустынь — факты о монастыре: история обители, святыни, достопримечательности

Обитель в XXI веке

В конце 1980-х – начале 1990-х монастырские территории по всей стране начали возвращать под управление Русской православной церкви. Территория Ипатьевского стала Свято-Троицкой Ипатьевской монашеской общиной. 23 ноября 1989 года в храме прошло первое богослужение. Вел его епископ Костромской и Галичский.

Вскоре начал работать монастырь. Ему передали звонницу, Лазаревскую церковь, кельи. Здесь появились первые монахи. В 2002 году из-за халатности сгорела деревянная церковь, главная часть историко-архитектурного ансамбля. В 2004-м президент Владимир Путин подписал указ о передаче зданий Костромской епархии. В 2005-м епархия приступила к работам по их восстановлению. Заново посадили сад и начали благоустраивать территорию.

Палаты Романовых (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ipatios_monastery_Kostroma_06.jpg)
Палаты Романовых / Фото: Wikipedia.org

Архитектура

В наше время Ипатьевский монастырь состоит из:

  • колокольни;
  • Свято-Троицкого собора;
  • келий;
  • хозяйственных построек;
  • палат Романовых;
  • архиерейского и наместничьего корпусов;
  • трапезной;
  • стен.

Троицкий пятиглавый собор – визитная карточка архитектурного комплекса. Внутри это четырехстолпный трехапсидный храм. Он стоит на мощной подклети. В крестьянском доме подклеть служила для хранения инвентаря, продуктов. В обители это первый этаж и подвал здания с мощными стенами. Здесь хранили не столько продукты, как монастырскую казну и оружие (порох, пушечные ядра), которыми монахи отбивали атаки неприятеля. Над ней надстроена основная часть здания. Завершают строение пять луковичных куполов, расположенных на световых барабанах. Сквозь их узкие длинные окна проходит свет внутрь помещения.

Внутри храм (обводные галереи и хоры на втором этаже) украшен настенными и потолочными фресками. Стены по горизонтали можно разделить на 5 ярусов. У каждого яруса предусмотрен собственный сюжет.

В 1984 году в соборе заново отреставрировали иконостас. В него включили 43 иконы XVII века, 25 – XVIII и 2 – XX столетия. Иконы разделены небольшими красными колоннами, перевитыми чеканкой в виде виноградной лозы.

Иконостас Троицкого собора (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%98%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%B4%D0%B5%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%B0_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0.jpg)
Иконостас Троицкого собора / Фото: Wikipedia.org

Вход в монастырь возможен через четверо ворот. Екатерининские построены в XVIII веке. Считается, что их строили к приезду императрицы Екатерины II. Над ними красуется личный вензель государыни. Ворота выполнены в стиле барокко.

Следующие врата с надвратной церковью Хрисанфа и Дарьи построены на 100 лет позже. Архитектор – Константин Тон. Надвратный храм посвятили важному для Романовых событию – дню, когда из ворот монастыря выехал в Москву Михаил Федорович. По легенде, в этот же день, но через много лет, русские войска взяли Париж. Западные ворота соединяют старую и новую части монастыря. Старой считаются строения, возведенные в эпоху Годуновых, а новой – при царе Михаиле и его потомках.

Палаты Романовых созданы в XVI веке. Здесь останавливался Михаил Федорович. В XIX веке их реставрировали. Внутри восстановили роспись стен и печи с изразцами. Со времен царской России это здание было музеем (с 1863-го). Романовы разместили в нем ряд реликвий: портреты царей из династии, посох, принадлежавший Михаилу, и другие ценности. Современная коллекция музея состоит из предметов, которые принадлежали Романовым, а также тех, что жертвовали монастырю: ризы, церковная утварь, книги, иконы.

Достопримечательности и святыни

Среди достопримечательностей Троицкого собора главные святыни – это:

  • царское место – резной стул с балдахином;
  • копия Тихвинской чудотворной иконы Божьей Матери;
  • мощевик с мощами Игнатия Гангрского;
  • мощевик с ризой Господней;
  • камень из Ипатьевского дома, где были расстреляны члены царской семьи.

Оригинал чудотворной Тихвинской иконы хранится в Успенском Богородичном монастыре в городе Тихвине. По легенде, икона явилась тихвинцам, «светозарно шествуя по воздуху». Якобы после падения Константинополя она вышла из него и ушла на Русь, появившись в Тихвине, чтобы засвидетельствовать, что «Москва – Третий Рим» и правопреемник константинопольской веры. Легенды приписывают иконе спасение Успенского монастыря от шведов в 1613 году.

Традиция создавать списки чудотворных икон очень давняя. Считается, что список обладает теми же характеристиками, что и оригинал. Ипатьевский создан в XVII веке.

Роспись стен внутри собора (https://www.flickr.com/photos/115120419@N08/29336464916/in/photolist-LGn3Xf-LiWHxC-LzMDG5-LiX4ub-LGn9Hd-KNfZHb-LKmbuc-LzMX5w-LCoK68-LGn2V5-LKkS8x-LKmcse-LKmawa-KNfZg9-LKmdPx-LzMYC1-LCosJv-LzMV9C-LCotDX-LCoszH-LCoYaK-KNs7k6-LCoR8i-LiX5Mw-LCoTBg-LCorvD-2hnPfCY-2jkAdRn-9rxvie-5C9Qug-5C9Qf6-5C9QH8-2jpHcVs-5C9QVe-5Ce95J-5Ce9ms-5C9PAp-9UkTXo-LKm7EP-LiWFA1-ebYyJB-JZzqVf-ivU55e-ivUvC9-ivUwxx-ivU8sf-ivUzep-ivUzDc-ivU7RX-ivUvJG)
Роспись стен внутри собора / Фото: Flickr.com

Интересные факты

Занимательные факты об архитектуре монастыря:

  1. Все монастыри строились по одинаковому плану. Их четырехугольная форма символизирует Небесный град Иерусалим.
  2. Ворот всегда 4 – по количеству сторон света.
  3. В центре территории стоит главный храм. Он символизирует око Бога. В мистическом Иерусалиме храма нет, а в земной жизни он нужен как место, где живет Бог, присматривающий за жизнью смертных.
  4. Во времена Годуновых монастыри не отапливались. Чтобы не замерзнуть, к храму пристраивали трапезную. Нижний ее этаж – пекарня. Она обеспечивала тепло для всего помещения.
  5. Кельи для монахов строились полукругом вокруг храма. Кельи для гостей возводились у монастырских ворот.
  6. Входить в монастырь полагалось, размышляя о Небесном граде и оставив позади все суетные мирские заботы.
Читайте такжеВалаамский монастырь — обитель на 50 островах Ладожского озера: история, памятники архитектуры и святыни

Первым настоятелем монастыря часто становился сам основатель (если он не князь). Умирая, он называл преемника. Сведения об игуменах Ипатьевского монастыря сохранились только с 1511 года. Поэтому неизвестно, кто был его первым руководителем.

Если настоятель по какой-то причине не успевал назначить преемника, то считалось, что это грозит многими бедами обители. По правилам в такой ситуации нового игумена выбирала братия. Выбор записывали в особую книгу. Она носила удивительное название – «излюбленная». В том смысле, что выбор сделан из любви к этому монаху или старцу.

Ипатьевский монастырь сегодня – это действующая обитель, где проводятся богослужения, и музей, где хранятся реликвии. Паломники приезжают сюда для поклонения Тихвинской иконе. Туристы приезжают посмотреть архитектуру и полюбоваться природой. В отличие от архитектуры и ценностей внутри зданий, красоты природы остаются точно такими же, как и 600 лет назад, и могут оказывать на посетителей точно такое же умиротворяющее воздействие, как и на предков.

Share Button
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика