В тиктоке и рилсах* завирусился новый тренд: на смену популярной эстетике brat, эстетике «Сумерек» и другим пришла… «эстетика Анны Карениной». Spletnik разбирается, почему блогеры и инфлюенсеры решили обратиться к классике русской литературы.
Новый тренд появился этой осенью, когда в тиктоке начали снимать ролики с упоминанием романа «Анна Каренина». Девушки в тиктоке показывают, как одеваются в наряды в стиле ретро, ходят в театр, пишут бумажные письма и читают классику при свете свечей, дополняя ролик подписью Never cared about brat summer, ready for Anna Karenina winter («Никогда не волновало лето в стиле brat, готова к зиме в стиле Анны Карениной»).
Суть тренда заключается в очарованности атрибутами великосветской жизни, уже недоступной людям XXI века. Отголоски этой же эстетики можно наблюдать в нашумевшем сериале «Бриджертоны». Но «игра в Бриджертонов» кажется не такой интересной и уже поднадоевшей, в отличие от игры в дворянку в декорациях России XIX века. Скорее всего, Анна Каренина полюбилась пользователям не из-за книги, а из-за голливудского фильма с Кирой Найтли, где весь лоск жизни российских дворян показан с большим размахом.
Тренд brat, который «был не интересен» приверженкам «эстетики Анны Карениной», появился благодаря певице Charli XCX. Он пропагандирует любовь к шумным вечеринкам и баловству. В противовес ему девушки, выбравшие «эстетику Анны Карениной», проводят время культурно и одеваются скромно. Как ни странно, тренд, связанный с книгой русского писателя, начался в англоязычном тиктоке, но за последние дни уже добрался и до российских рилсов*.





Тренд романтизирует жизнь героини Льва Толстого, упуская из виду, что у неё была непростая судьба и что она бросилась под поезд. По мнению тиктокеров, жизнь Анны Карениной состояла из сплошных светских выходов и посещений балов и театров. В российском тиктоке также стали популярны «эдиты» (нарезки из видео) с фильмом «Анна Каренина» с Кирой Найтли и Джудом Лоу, которые монтируют чаще всего под музыку Ланы Дель Рей.

Тренд на Анну Каренину в какой-то степени является продолжением тренда old money («тихая роскошь»), который романтизирует светскую жизнь богатых наследников и продвигает в массы дорогие, но не вызывающие наряды и украшения. Атрибутами этого тренда, как и нового тренда Анны Карениной, являются дорогой парфюм, изысканный маникюр и меховые аксессуары.
Тренд на скромность тоже появился не впервые: этой осенью в тиктоке торжествовал стиль, описывающийся фразой very demure, very mindful. В его основе — скромность и сдержанность, а его последовательницы стараются вести себя осознанно.
Также можно вспомнить тренд на slavic core или slavic bimbo — это тренд именно на славянскую красоту и шик: меховые шапки, шубы, варежки, которые вечно в моде и вечно кстати в странах с суровым климатом.
*Instagram принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией на территории Российской Федерации