ВАЗ-2101 в фактах: история легендарной советской «копейки»

Содержание

Первый серийный ВАЗ-2101 Волжский автозавод представил стране 9 сентября 1970 года. Прозванный в народе «копейкой», он оказался самым распространенным в СССР. Это настоящий народный легковой автомобиль, символ эпохи, который и сегодня встречается на автодорогах. Подробнее об истории легенды советского автопрома — в материале 24СМИ.

История создания ВАЗ-2101

История ВАЗа началась с решения правительства СССР в 1966 году о строительстве в городе Тольятти нового крупного автозавода.

Возникновение идеи создания автомобиля

К этому времени в Советском Союзе возрос спрос на личный транспорт — стране понадобился поистине «народный автомобиль». Для его выпуска требовался новый завод. Инициаторами строительства предприятия стали Алексей Косыгин (председатель Совета министров) и Леонид Брежнев (генсек).

В середине 1960-х годов советский автопром, конечно, уже выпускал серийные автомашины. Каждый год с конвейера сходило до 150 тыс. экземпляров. Свыше половины приходилось на «Москвич», при этом большая их часть уходили на экспорт.

«Волги» были менее массовыми, но и они не доходили до рядовых граждан, потому что преимущественно распределялись между государственными гаражами, таксопарками, служили в качестве спецтранспорта.

Наконец, собирали малолитражку «Запорожец» — вариант подоступнее, но проигрывающий по потребительским качествам. Впрочем, и ЗАЗ выпускался в недостаточных объемах, чтобы удовлетворить потребности советского народа.

Варианты прототипов

Известно, что прототипом ВАЗ-2101 стал Fiat. Первым на итальянский рынок обратил внимание еще Никита Хрущев — советский лидер решил заключить с ним контракт незадолго до своей отставки. Но Fiat оказался далеко не единственным претендентом.

Помимо итальянцев, услуги Советскому Союзу готовы были предоставить и иные гранды: Ford, Renault, Volkswagen, а также General Motors. Но они предлагали создать в СССР исключительно производство по сборке. А представители Fiat соглашались построить завод, полностью передав техническое описание и документацию. Вдобавок в 1960-х в Италии окрепла компартия, поэтому Кремль решил взаимодействовать с единомышленниками.

Из Fiat в «Жигули»

В 1966 году советский министр автопрома Александр Тарасов побывал в Турине, где заключил с руководством Fiat соглашение о сотрудничестве. Решили, что прототипом ВАЗ-2101 станет итальянский седан Fiat 124. К тому моменту модель входила в число лучших.

Чтобы ускорить процесс создания предприятия, привлекли итальянских специалистов. Хотели успеть к 1970 году — юбилею Ленина. Местом возведения выбрали Ставрополь-на-Волге, за 2 года до этого переименованный в Тольятти. Директором еще не существующего завода назначили Виктора Полякова.

Fiat 124, прототип ВАЗ-2101 (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fiat_124_1973.jpg)
Fiat 124 / Фото: wikimedia.org

Особенности конструкции и технические характеристики модели

Параллельно со стройкой завода на автополигонах и дорогах СССР принялись испытывать 35 образцов итальянского седана. Оказалось, что прототип не выдерживает советских реалий — в конструкции обнаружили ряд проблем. Например, вызывали вопросы задние дисковые тормоза, отсутствие буксировочных проушин, малый клиренс и иные характеристики. На брусчатке и грунтовке автомобиль стал рушиться — даже корпус от нагрузок трескался. А еще советских экспертов не устроил нижневальный двигатель. Недочеты следовало устранить.

Не копия

ВАЗ-2101 отнюдь не стал копией Fiat 124. По требованию СССР итальянцы внесли ряд изменений в конструкцию ради адаптации к условиям эксплуатации в Советском Союзе, включая климатические. В итоге «итальянец» претерпел свыше 800 переделок.

Партнеры разработали новый верхневальный карбюраторный двигатель, в котором увеличилось расстояние между цилиндрами. В КПП установили улучшенные синхронизаторы, у фрикционных накладок в сцеплении увеличили наружный диаметр.

Изменили тормозную систему — на месте задних дисков появились барабанные узлы. Такое устройство было уместнее на советских дорогах из-за большего ресурса и меньшего износа в условиях обилия грязи и пыли. Заднюю подвеску переделали полностью, усовершенствовали карданный вал к заднему мосту, увеличили просвет. Салон оборудовали отопительной системой, которая в теплой Италии не нужна, а в СССР — в самый раз.

В результате нововведений ВАЗ-2101 по ряду параметров превзошел Fiat 124. Это признали и итальянцы, получившие бесценную информацию о надежности собственного детища. Так что копией в чистом виде его назвать нельзя.

Характеристики

В 1970 году с конвейера сошли первые машины ВАЗ-2101. Поначалу потребителю предложили 3 варианта цвета — зеленые, вишневые и синие кузова. Панель приборов на первых порах ставили только светлую. Потом по мере развития производства предлагали темные комбинации торпедо.

На радиаторной решетке красовалась узнаваемая эмблема, которая по сути не менялась в течение всего периода выпуска. Исключение — отличительные особенности в виде оттенка, покрытия, конструкции.

За счет изменений автомобиль получился тяжелее итальянского оригинала — ВАЗ-2101 весит 955 кг, а вес Fiat составляет 855 кг. Те, кому транспортное средство было по карману, получали в распоряжение седан с задним приводом, двигателем на 1,2 л мощностью в 64 л. с. при 5500 оборотов. Под капотом стоял стандартный аккумулятор европейского типа. Охлаждение — жидкостное радиаторное. Вместимость багажника — 325 л.

Фары остались такими же круглыми, как у Fiat. Стеклоподъемники стояли ручные, хотя в последующие годы появилась возможность дооборудовать электрическими.

В первые годы модель оснащали рядом оригинальных итальянских комплектующих, включая генератор, стартер, выхлопную систему, рулевой редуктор и пр. Со временем доля иностранных элементов сокращалась, поскольку стали делать свои. Но импортные не ушли окончательно — их ставили на экспортные варианты.

Экспортный вариант ВАЗ-2101 (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1975_VAZ_2101.jpg)
Экспортный вариант ВАЗ-2101 / Фото: wikimedia.org

История названия

Название новой машины выбирали всем Советским Союзом. В 1968 году в прессе объявили конкурс среди читателей на имя машине. Люди охотно предлагали варианты. Среди тысяч идей попадались и неожиданные, например, «Перворожец», «Фиалка». Говорят, что окончательный вариант предложил конструктор ВАЗа Алексей Черный. Так или иначе, модели дали название «Жигули» в честь близлежащих Жигулевских гор.

В народе новое авто сначала чаще называли «единичкой», а в 1980-х «устаканилось» прозвище «копейка», которое и сегодня известно всем.

Когда «Жигули» начали поставлять на экспорт, столкнулись с проблемой: для уха европейцев это название звучало неблагозвучно, а многие и вовсе не в состоянии были его произнеси. Пришлось придумывать альтернативное наименование — таковым стала Lada. Год его появления — 1973-й, когда стали выпускать экспортные Lada 1200.

Типичные проблемы эксплуатации

В народе ВАЗ-2101 в целом считали надежным. Заводские тесты показывали, что капремонт «копейке» требуется после 35 тыс. км пробега. Тем не менее проблем с «Жигулями» хватало.

В те времена оцинковка считалась редкостью, краска тоже стойкостью не отличалась. По этой причине кузов ржавел уже через 3–4 года непрерывной эксплуатации. Портилось днище, пороги, опоры пружин подвески. Снаружи коррозия поражала колесные арки, полку под лобовым стеклом, низ дверей.

Расход бензина автомобиля составлял 8–9 л на сотню, однако опытные автомобилисты знали, как сократить это значение. Если машину разогнать до определенной скорости на высокой передаче, она «ест» меньше топлива. Главное — ехать накатом, по сравнению с равномерным движением выходит экономия.

Проблемным участком системы зажигания и вообще электрооборудования признавали блок предохранителей. В них крайне неудачной оказалась конструкция плавких вставок. Их приходилось беречь от сырости, регулярно проверять и чистить.

Вызывала вопросы конструкция рулевого управления. Там стоял червячный редуктор, 6 шарниров и 3 тяги. Самое слабое место — маятниковый рычаг, втулок которого хватало на 15–20 тыс. км.

Интерьер ВАЗ-2103, модификация ВАЗ-2101 (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:VAZ-2103-interior.jpg)
Интерьер ВАЗ-2103 / Фото: wikimedia.org
Читайте такжеПервые автомобили в мире: от паровых до электрических

Дальнейшие модификации

За годы выпуска с конвейера сошло свыше 4,8 млн ВАЗ-2101, если учитывать все модификации. До 1983 года производили модель с объемом двигателя на 1,2 л.

С 1974 по 1983 год параллельно производитель делал, говоря сегодняшним языком, рестайлинговый вариант ВАЗ-21011. У усовершенствованной модели стоял двигатель на 1,3 л при 69 л. с. Внешне также наблюдались отличия — на бамперах исчезли «клыки», появились изменения в салоне, на решетке радиатора участились вертикальные прутья.

С 1977 года приступили к выпуску ВАЗ-21013, которая от ВАЗ-21011 отличалась в первую очередь двигателем. Мощность уменьшилась, вернулись к объему 1,2 л. Эту модификацию производили до 1988 года.

«Двушки» впервые увидели свет уже через год после появления «копеек». ВАЗ-2102 стали строить с 1971 года. Длина универсала оказалась несколько меньше размеров первенца завода. За счет новых габаритов при измененной задней части модель смотрелась даже изящнее.

Сразу с 1970 года советские инженеры вместе с итальянцами приступили к разработке люксовой машины. В результате совместных изысканий в 1972 году появился ВАЗ-2103. Внешне бросалось в глаза обилие хромированных элементов, вдобавок поменялась оптика. Да и внутри произошли изменения — стоял двигатель мощностью 77 л. с., объемом 1,4 л.

Кроме того, на Волжском автозаводе производили более редкие и малосерийные модификации:

  • с роторными 1-секционными и 2-секционными двигателями;
  • машины для милиции и иных спецслужб, отличавшиеся наличием второго бензобака, усиленными амортизаторами, местами под установку спецоборудования;
  • экспортные версии с автоматической коробкой передач;
  • экспортные праворульные модели ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014.

Помимо прочего, технический потенциал позволял создавать и спортивные модификации.

Спортивные достижения

Эксперты полагают, что не видать бы «Жигулям» спортивного успеха, если бы не поддающийся форсировке двигатель. Впервые автомобиль вышел на трассу в 1971 году, когда в Риге состоялся зимний чемпионат Советского Союза по ралли.

Машина, на которую смотрели с повышенным интересом и ожиданием новых показателей по динамичности, не подвела. Первые же скоростные участки стали для него зоной для выигрыша с большим преимуществом по сравнению с остальными участниками.

ВАЗ ушел в такой отрыв, что многие специалисты и спортсмены после гонки подходили к модели, предполагая, что она оснащена шипованными шинами. Попросту никто не ожидал, что на первом же выезде «Жигули» обойдут опытных пилотов на «Волгах» и «Москвичах». В итоге машина произвела фурор.

В том же году прошел дебют гоночных ВАЗов на международном первенстве. Состоялся «Тур Европы – 71», где выступили 3 экипажа из СССР. Они проехали по землям 14 европейских государств, суммарно преодолев 14 тыс. км. В итоге команда заняла 2-е место. А уже через 2 года на том же соревновании ВАЗ-2101 забрал и золото, и серебро.

В дальнейшем «копейка» стабильно появлялась на разных гоночных трассах, а на любительских ралли гоняет до сих пор. В 2004 году в Германии прошла гонка среди исторических автомобилей. ВАЗ соревновался со «старичками» Porsche, Ford Mustang, BMW 2002TI и пр. Результат — ВАЗ-2101 занял 1-ю позицию в своем классе.

ВАЗ-2101 Копейка (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%92%D0%90%D0%97-2101.jpg)
«Копейка» / Фото: wikimedia.org

«Копейка» как символ эпохи

ВАЗ-2101 — это первая машина, приходящая на ум при упоминании словосочетания «отечественный автомобиль». Оно и понятно — в советские годы к волжским изделиям сохранялся стабильно повышенный интерес.

При этом личное авто в СССР всегда считалось роскошью, доступной избранным. Несмотря на то что «копейку» называют народным автомобилем, не таким уж народным он бы показался современному человеку. Особенно если учесть цену. «Жигуленок» был доступнее «Волги» и вместительнее «Запорожца». И при этом в 1970 году ВАЗ-2101 стоил свыше 5 тыс. руб. при средней месячной зарплате в 100–120 руб.

Однако в действительности проблема крылась вовсе не в цене, поскольку из-за отсутствия особых возможностей для «шопинга» ввиду сравнительной ограниченности ассортимента товаров у советских людей на руках скапливались приличные суммы. Трудность заключалась в нехватке автомобилей для всех желающих.

Прежде всего машинами награждали артистов, космонавтов, выдающихся ученых, академиков и пр. Что касается рядовых граждан, оставался шанс получить ее в качестве награды за исправную трудовую деятельность.

На предприятия каждый год выделяли по 5–7 экземпляров, предназначенных для передовиков производства, членов профсоюзов, участников самодеятельности. Если на рассмотрении комиссии кандидатуру сотрудника утверждали, он вставал в очередь на покупку авто. Иногда удача улыбалась участникам розыгрышей, лотерей и пр.

ВАЗом стремились обладать, поскольку это был один из немногих символов достатка. Однако и для известных людей порой становилось непросто добыть авто даже при наличии денег. Людям приходилось стоять в многолетних очередях, каждый день появляться на определенном месте в городе и отмечаться. Если пропускали хоть одну перекличку, таких автоматически сдвигали в хвост очереди.

Разумеется, орудовали и неофициальные торговцы. Кому не терпелось — перекупали машины по завышенным ценам на вторичном частном рынке.

Счастливые обладатели, как правило, брали авто раз и на всю жизнь. Появлялся новый «член семьи», которого оберегали как могли. Многие сдували с машины пылинки — и это не фигура речи. Люди порой боялись лишний раз ездить — авто стояло в гараже как предмет любования и демонстрации гостям. Появились даже добродушные насмешки над так называемыми «подснежниками» — речь о людях, которые бережливо выгоняли авто «на прогулку» только в бесснежную погоду.

На фоне приобретения машины возникало новое естественное стремление — обзавестись гаражом. И снова очереди. Чаще жителям многоквартирных домов приходилось оставлять автомобиль во дворе и потом переживать за него.

Такая ситуация емко отражена в фильме «Берегись автомобиля». Пусть там речь шла о «Волге», но суть не меняется: владельцу не спалось от одной мысли, что 5 тысяч просто брошены на улице. «Копейка» тоже регулярно мелькала в кинокартинах. Иван Дыховичный и вовсе снял фильм под названием «Копейка», где ВАЗ — главный герой.

Машину, давно ставшую классикой, до сих пор выпускают в виде масштабных моделей. В Верхней Пышме в экспозиции музейного комплекса представлен ВАЗ-21011 в разобранном виде. А в столице установлен единственный памятник первым «Жигулям» — настоящая машина в бронзовой краске красуется на Волгоградском проспекте.

ВАЗ-2101 прекратили производить в 1983 году, как и ВАЗ-21011. До 1988 года еще строили ВАЗ-21013. Эпоха ушла, массовыми стали уже «пятерки» и «семерки». Сегодня ходят слухи о возрождении «копейки». Говорили, что в качестве подарка предприятию к полувековому юбилею выпустят «реинкарнацию», еще в 2020 году. Но не срослось.

Читайте такжеПервые грузовики в мире, царской России и СССР

Интересные факты о ВАЗ-2101

На основе всероссийского опроса ВАЗ-2101 назвали лучшим российским автомобилем XX столетия. А это доказательство народной любви.

Любопытно, что «копейку» могли производить и не в Тольятти. Выбирали из 54 географических объектов. Но победил город на Волге, хотя до последнего мог выбиться в лидеры Киев.

Машина пользовалась популярностью у всех прослоек населения. В числе первых владельцев в Москве и СССР оказался Владимир Высоцкий. Вдобавок, легендарный автомобиль был в гараже и иностранных знаменитостей, например, у гонщика Кими Райкконена.

Авто обрело популярность за рубежом сначала в странах соцлагеря. А с 1975 года ее стали поставлять и в капиталистические страны Европы.

Появление ВАЗ-2101 послужило началом массовой автомобилизации Советского Союза. А марка Lada и сегодня держится в списке популярнейших в России, несмотря на любовь многих автомобилистов поругать отечественный автопром.

Share Button
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика