Собор Парижской Богоматери: история, архитектура и другие факты

Содержание

Собор Парижской Богоматери – один из главных символов французской столицы. Не крупнейший, но наиболее известный из французских соборов, он считается образцом готической архитектуры. Интересные факты о памятниках и реликвиях достопримечательности – в материале 24СМИ.

История Собора Парижской Богоматери

Появлением шедевра готической архитектуры в Париже французы обязаны епископу Морису де Сюлли. Собор Парижской Богоматери построен в XII веке – строительство велось с 1163 по 1185 год. Первый камень в его фундамент заложил Александр III, папа римский, которого поддерживал де Сюлли. На церемонии присутствовали король Франции Людовик VII и его жена прекрасная Алиенора Аквитанская.

Для нового здания выбрали остров, распложенный посреди Сены – Иль-де-ля-Сите. Оборонять его от врагов было удобнее и легче, чем крепость, стоящую на открытой местности. В галло-римскую эпоху на острове размещался город Лютеция. «Иль-де-ля-Сите» переводится с французского как «городской остров». Собор Парижской Богоматери находится в его южной части по координатам 48°51′10″ с. ш. 2°21′00″ в. д.

Южная сторона собора (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Notre_Dame_dalla_Senna_crop.jpg)
Южная сторона собора / Фото: Wikipedia.org

Предполагают, но это не точно, что собор стоит на месте древнего храма. В 1710 году на раскопках под хорами нашли фрагменты каменного алтаря, посвященного Юпитеру. Но археологи не сумели выяснить, был ли алтарь фрагментом местного храма или камни перемещали из другого места, когда строились соборы-предшественники Нотр-Дама. Древние руины можно увидеть в специально оборудованном «археологическом склепе» Он расположен под соборной площадью. Раскопки велись в 1960–1970-х годах.

В IV–V веках там, где сегодня стоит Нотр-Дам, стоял другой собор – Сент-Этьен. Вход располагался на 40 м западнее современного западного фасада. Сент-Этьен был в два раза меньше. Состоял из нефа и четырех проходов, украшенных колоннами и мозаикой. В 452 году рядом с Сент-Этьеном (с северной стороны современного Нотр-Дама) построили другую церковь, Сен-Жан-ле-Рон. К началу XII века обе церкви уже не вмещали всех желающих послушать проповедь. Поэтому в 1160 году епископ де Сюлли решил снести их и построить на освободившемся месте новый собор, который будет больше и красивее предыдущих.

Кроме де Сюлли для истории собора важны еще три имени: императора Наполеона Бонапарта, революционера Робеспьера и писателя Виктора Гюго. Робеспьер отметился тем, что угрожал парижанам снести здание, если желающие спасти не заплатят взносы в революционную казну. Заодно революционеры разграбили сокровищницу Нотр-Дама, разбили статуи и переименовали его в «Храм Разума».

Наполеон Бонапарт решил короноваться в соборе в 1804 году, но обнаружил, что после Французской революции здание находится в крайне плохом состоянии. Революционеры использовали «Храм Разума» под склады. Император объявил о возвращении здания в церковное пользование, немного привел его в порядок и короновался. Дальше его восстанавливали на церковные пожертвования от горожан.

Виктор Гюго, хоть и не короновался, но романом с одноименным названием привлек внимание жителей XIX века. Успех книги вызвал крупнейшую реставрацию комплекса под руководством архитекторов Жана Батиста Антуана Лассю и Эжена Виолле ле Дюка.

Архитектура

Концепция готического собора возникает в Средние века из желания епископов показать превосходство церковной власти над светской. Для этого они нуждались в соборах, возвышающихся над королевскими резиденциями. Характерная черта готического собора – ребристый свод. Он лучше распределяет вес здания по сети колонн и ребер (контрфорсов), собранных в группы. Это позволяло увеличить высоту, расширить дверные проемы и создавать огромные оконные витражи без риска обрушения всей конструкции.

Витражи стали важным обучающим элементом. Средневековые прихожане читать не умели. Барельефы на стенах и картины витражей разъясняли им основы христианского учения, рассказывали поучительные библейские легенды. Например, центральный портал Нотр-Дама представляет собой сцену Страшного суда, где Иисус приветствует тех, кто прибыл в рай в сопровождении ангелов. Рядом – сцены ада, куда попадают грешники.

В плане собор представляет собой римский крест, ориентированный по оси запад – восток. Ширина фасада – 40–48 м. Длина – 130 м. Максимальная высота – 69 м.

Вид на собор с северной стороны (https://www.flickr.com/photos/chemose/23647741385/in/photolist-C2ERD4-2nthpBL-2esinMJ-27bjAGs-Hop7EK-ND21dr-2mPzt4S-2gMRwD4-277DJTP-QpcUSw-2nXQqzZ-TpsV8J-GsWnny-2kQDrfw-mVvMR6-2k83YNL-233ktcv-uSsyi-hUbtwN-28jw1GL-qk8Y5R-Monbxx-2iubbPt-P86B4B-26ktcSC-2mm442u-PNfzes-2ftmjUh-Ki1Fse-kFQ9dr-YLijE4-2ks3e58-2ebaLSp-2hkfh65-Di6XC-24fVcE5-2mnom5W-q2L6R6-2bUHudX-9f2szU-2njWojq-5Efqr6-d8T9bJ-2ko74jc-2fyP88B-EQvJfA-2irSUpA-2hkt3G4-pSW6rF-CNkaSf)
Вид на собор с северной стороны / Фото: Flickr.com

Неф – основная часть собора (центр). Это пространство, где размещаются прихожане во время службы. Нефы определяют размер здания. Сначала соборный неф состоял из 4 пролетов, построенных в 1182 году. Потом достроили еще 6. Вокруг центрального пространства за рядом колонн расположена обводная галерея (амбулаторий). Она предназначена для передвижения людей во время службы. Чтобы не идти сквозь толпу, человек проходил по амбулаторию.

При расширении здания в XIII веке вокруг боковых нефов построили часовни. Их строительство затемнило внутренне пространство. Поэтому в том же XIII веке настоятели увеличили размер верхних окон. Собор стал трехуровневым.

Всего построено 29 часовен. Они строились богатыми семьями в честь святых, покровительствовавших их родственникам при жизни, или в честь близких. Так в северной стороне появились часовня каноника Этьена Ивера, часовня Богоматери Гваделупской, часовня Габриэля Бланшара ле Невё, а на южной стороне – часовня ювелиров.

Горгульи Нотр-Дама

Горгульи датируются XIII веком (1213–1240), в отличие от химер, созданных в XIX веке при реставрации Виолле ле Дюком. Сначала горгулий не было, и дождевая вода стекала на тротуар по стенам. Первых создавали широкими и немногочисленными. Они состояли из двух половинок. По желобу на нижней половинке текла вода, а верхняя прикрывала водосток. Благодаря этому не пришлось создавать длинные сточные желоба. Горгульи разбивали сильный поток воды на ряд маленьких струек.

Химеры

Статуи фантастических существ на вершине фасада называются химерами. Эжен Виолле ле Дюк установил их для того, чтобы придать собору более фантастическую атмосферу, соответствующую средневековым представлениям о демонах и чудовищах. Рисовал их архитектор самостоятельно, вдохновляясь карикатурами Оноре Домье, а над созданием трудился коллектив из 15 скульпторов под руководством Виктора Пьяне. Самая известная статуя – стрига из центральноевропейской мифологии. Изображает крылатого злого духа. Он сидит, опираясь головой на ладони. Менее известные – статуи драконов и василисков. Среди химер есть даже пеликан.

Химеры (https://www.flickr.com/photos/nicoguillejesus/42872742572/in/photolist-28jw1GL-qk8Y5R-Monbxx-2iubbPt-P86B4B-26ktcSC-2mm442u-PNfzes-2ftmjUh-Ki1Fse-kFQ9dr-YLijE4-2ks3e58-2ebaLSp-2hkfh65-Di6XC-24fVcE5-2mnom5W-q2L6R6-2bUHudX-9f2szU-2njWojq-5Efqr6-d8T9bJ-2ko74jc-2fyP88B-EQvJfA-2irSUpA-2hkt3G4-pSW6rF-CNkaSf-AFgwTJ-2erRH2s-sbmFCC-Zh4xaP-cxpJzf-2noMJKj-4jhrFc-RMCRq6-zTxWAz-CvLqvJ-sBCUU1-2erTyMN-ctgyTW-2mMPDaM-2fv3PSw-2bEU3tq-C19XnL-2ksvebB-XgLL6T)
Химеры / Фото: Flickr.com

Колокол «Эммануэль»

Первый колокол собора назывался «Жаклин». Его подарил Нотр-Даму в 1400 году брат тогдашнего епископа Жан де Монтегю. В 1430 и в 1681 годах его переделали. Последнюю версию назвали «Эммануэлем» в честь Иисуса Христа (одно из имен Сына Божьего). Спонсорами реставрации выступали король Людовик XIV и королева Мария-Тереза Австрийская.

Колокол звонил каждый раз по большим религиозным и гражданским событиям, включая начало Первой мировой войны, падение Берлинской стены, коронации монархов, визиты папы римского.

Общий вес – 13 т. Диаметр у основания – 2,62 м. До того, как колокол моторизировали, чтобы позвонить в него, требовались совместные усилия 8 человек. 24 июля 1944 года колокол «Эммануэль» внесли в список исторических памятников Франции.

Статуи

Большинство внешних скульптур созданы при постройке собора. Некоторые пришли в негодность из-за ветхости. Часть разрушили революция и войны. В период реставрации в XIX веке их восстанавливали, а некоторые переделывали, чтобы придать более эффектный внешний вид. Реставраторы нашли следы краски на статуях западного фасада, относящихся к XIII веку, чем доказали, что изначально собор задумывался как яркий и красочный.

Статуи (https://www.flickr.com/photos/tallanvor/3188079810/in/photolist-vurQG4-CQArin-2nfFZ6K-mCPh1n-SsaYbd-DvZrf2-emDjC4-XKJmFE-2b3FXzz-25w6nE9-5RHK4h-TpKdRC-2e9R2fB-zAdR8y-xg6XCD-8QYF2M-2es7xyQ-RNdNtr-CCTcRo-RMgj7M-2cXESzv-nhB1NB-TputoU-j9tiBR-gPFdpA-mYwYvV-2ftiWDE-2i8BuQR-4bkaDH-QXM9qz-JENFjY-QwjjwT-6yuHzr-oFdK78-oWBzt5-27wVUuA-2kZgxey-274YyZ5-8y2hYt-2gW9Lav-BKc3hs-XufFeD-2hN5fV2-MHEFup-CzMRqv-2jsjrgN-6jCYJs-u1iLiN-YRUG5o-4gsnzd)
Статуи / Фото: Flickr.com

В 1793 году революционный народ обезглавил 28 статуй французских королей после казни короля Людовика XVI. Считалось, что разбитые куски статуй выбросили в мусор и в дальнейшем их использовали люди для бытовых строительных работ. В 1977 году в подвале Французского банка внешней торговли была обнаружена 21 из 28 голов разбитых статуй. Сегодня они выставлены в Музее Клюни.

Витражи

Искусство создания витражей зародилось в XII веке. На них изображены сцены из Библии, но главная особенность – цвет. Для создания нужных оттенков стекла ингредиенты везли из других стран. Например, из рудников, расположенных в Афганистане, везли лазурит, обеспечивающий глубокий синий на соборных витражах.

Из-за высоты окна собора никогда не мыли. На них оседала пыль, они темнели, цвет становился тусклым. Считается, что в XVIII столетии стекла окончательно помрачнели, и только при реставрации XIX века их частично восстановили.

Во времена Людовика XV священнослужители решили, что часть витражных картин устарела и «не соответствует духу времени». Их разрушили, заменив простым белым стеклом. Древнейшие сохранившиеся витражи расположены в розетке южной стороны. В ней 94 стеклянные панели, составляющие 4 окружности. Они изображают сцены из жизни Иисуса на земле.

Читайте такжеПетергоф — факты о «русском Версале»: история создания, достопримечательности, мифы и легенды

Реликвии и святыни

Собор Парижской Богоматери был разграблен в революцию и потерял часть реликвий. Сегодня к историческому наследию относят 360 групп предметов в соборе. Среди них книги, статуи, картины, рубашки и ризы, а также церковная утварь и элементы мебели. Главные реликвии: терновый венец Иисуса Христа, часть Креста Господня и гвоздь, которым Спаситель был прибит к кресту.

Святой громоотвод

Священнослужителей часто упрекают в том, что, рассказывая о божественной защите прихожанам, они на самом деле не верят в такое явление. В Париже не только верят. Если посмотреть на фото собора до пожара, случившегося в 2019 году, то соборный шпиль венчает галльский петух. Его создали в 1935-м. Внутрь птицы вложили кусочки реликвий.

Среди них часть тернового венца, а также мощи святых покровителей города – Женевьевы и Даниэля. Идея состояла в том, чтобы создать духовный громоотвод, который будет защищать прихожан от молний, если во время грозы они попадут в шпиль. Когда шпиль горел, петух упал, и пока его на место не вернули.

Петух на вершине шпиля (https://en.wikipedia.org/wiki/Notre-Dame_de_Paris#/media/File:Rooster_on_the_spire_of_Notre_Dame_in_Paris_retusche.jpg)
Петух на вершине шпиля / Фото: Wikipedia.org

Соборный орган

Всего органов три. Старейший создан в 1403 году. Создатель – Фредерик Шамбанц. К XXI веку от него осталось 12 труб и часть креплений. В 1730–1738-м создан новый главный соборный орган, в который вошли и 12 труб от предыдущего. Автор – Франсуа Тьерри. Этот орган считается крупнейшим во Франции. Состоит из 8000 труб. Он тоже частично был разрушен революционерами. Последняя крупная реставрация состоялась в 2013-м, к 850-летию собора. Тогда его дополнили компьютерной системой настройки труб.

Терновый венец

Главная реликвия собора – терновый венец Спасителя. Она представляет собой ветку терновника, перевитую золотыми нитями и упакованную в реликварий из горного хрусталя. Диаметр кольца – 21 см. Реликварий создан в 1896-м. Предыдущий утрачен в революционные годы.

Пожар в соборе

Пожар в здании произошел 15 апреля 2019 года. Огонь распространился из-за череды неправильных действий сотрудников. Так, работник, контролировавший показания датчиков дыма, увидел сигнал в 18:18. Он послал охранника проверить, но направил не на тот чердак. Пока охранник пришел на место, увидел, что огня нет, пока заметили ошибку и т. д., шло время.

Пожарных вызвали только в 18:51. Они приехали через 10 минут, но шпиль собора уже горел и в 19:50 рухнул, а вместе с ним на пол Нотр-Дам-де-Пари упали остатки свинцовой крыши и 750 тонн камней. Огонь успел перекинуться с крыши на северную башню, и пожарные сосредоточились на попытках ее потушить. Работать было трудно из-за низкого давления воды в шлангах и узких лестниц.

Пожар 2019 года (https://www.flickr.com/photos/kris34/47624237271/in/gallery-stephenhill-72157711701729936/)
Пожар 2019 года / Фото: Flickr.com

Нотр-Дам-де-Пари сегодня

Сразу же после происшествия президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что собор будет восстановлен в течение 5 лет, и объявил архитектурный конкурс на проект по восстановлению. На правительство тут же посыпалась критика. Макрона обвиняли в том, что желание побыстрее устранить разрушения оказалось на первом месте. Говорили, что собор нельзя реконструировать «по-быстрому». Нужен взвешенный подход. Президент согласился. В мае провели опрос среди населения о том, что люди хотели бы видеть и что для них главное в реставрации. В июне приняли закон о реставрации.

В 2020-м велись работы по удалению оплавленных металлических труб и тех элементов, которые могли обрушиться из-за повреждений. В июне того же года удаляли остатки старых лесов. Проблема в том, что каждая балка свода – это отдельное дерево. Поэтому для снятия их требовалось аккуратно распилить. Эти работы завершились в ноябре. Весной 2021 года выбрали деревья для нового свода в лесных угодьях страны. Выбирали стволы диаметром от 50 до 90 см. По мере вырубки изъятые деревья заменяли новыми насаждениями.

«Польза» пожара

Большой орган не пострадал в пожаре, но покрылся свинцовой пылью. Его разобрали и полностью очистили. Также вымыли 22 витража XVI–XVII веков и отреставрировали ряд статуй. Реконструкцию каркаса нефа начнут весной 2023 года. Сейчас ведется добыча камня, который потребуется для восстановления поврежденных сводов.

В начале марта 2022 года в соборе провели профилактические раскопки. Обнаружили свинцовый саркофаг XIV века и часть старой ограды, отделявшей хор нефа. В саркофаг заглянули при помощи эндоскопической камеры. Внутри видна верхняя часть человеческого скелета и травяная подушка, на которой лежит голова усопшего священнослужителя.

За годы, прошедших с момента пожара, во Франции сняли ряд документальных фильмов о событии, в том числе «Нотр-Дам горит» Жан-Жака Анно. Расследование причин пожара продолжается. Две главные версии – брошенный окурок и короткое замыкание.

Культурное значение

Собор Парижской Богоматери представляет собой шедевр архитектуры в готическом стиле, а также действующий христианский собор. Ежедневно здесь проводится 5 богослужений, за исключением воскресенья. Для посетителей собор открыт с утра до 18:30.

Нотр-Дам. Собор внутри (https://www.flickr.com/photos/mhbs/40682403053/in/gallery-stephenhill-72157711701729936/)
Нотр-Дам. Собор внутри / Фото: Flickr.com

Здесь проходили важные для страны мероприятия. Среди них коронации монархов. В XX веке состоялись похороны генерала Шарля де Голля и президента Франсуа Миттерана.

В соборе хранятся важные католические реликвии. Две из них были чудом спасены во время пожара. Это терновый венец и туника Людовика IX Святого, короля Франции XIII века. К счастью для культурного наследия, за месяц до пожара по программе реконструкции собора сняли статуи 16 святых, стоимость которых оценивают в 6 млн евро. Вес статуй – около 150 кг. Они венчали собор с момента постройки шпиля в XIX веке.

Интересные факты и мифы

Судьба каждого древнего собора дополняется легендами о призраках или проявлениях сверхъестественных сил. Есть они и у Собора Парижской Богоматери, хотя современные парижане не верят в сверхъестественное.

Проклятые двери

Во время строительства молодому кузнецу Бискорне поручили создать металлические украшения для дверей. Юноша был честолюбив, но вскоре понял, что создать шедевр ему не по силам. Тогда он согласился отдать душу дьяволу в обмен на умение ковать шедевры. Пока кузнец спал, двери собора украсились удивительными коваными изделиями. Увы, в день открытия собора, окованные створки не желали распахиваться. Тогда епископ, догадавшийся, в чем дело, обильно окропил их святой водой, вернув способность открываться, а заодно вернул душу Бискорне, освободив его от договора с дьяволом.

Форма нефа

Некоторые архитектурные решения, принятые епископом де Сюлли, удивляют историков архитектуры, но мало известны широкой публике. Среди них форма нефа. Сначала предполагали, что он повторяет форму острова, но это не так. Некоторые исследователи считают, что неф повторяет форму египетского креста – анха. Из этого делают вывод, что в средневековом Париже кто-то практиковал культ Исиды. Пытаются связать это со статуей чернокожей Девы Марии, но на самом деле французы тех лет ничего о Египте и Исиде не знали.

Квазимодо

История, рассказанная Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» вдохновляет режиссеров. Исследователи тоже задумываются над тем, были ли у героев реальные прототипы. В августе 2010 года архивариус Адриан Глю, работающий в галерее Тейт (Великобритания), объявил, что горбун из Нотр-Дама – реальный образ. Эту информацию он нашел в мемуарах британского скульптора XIX века Генри Сибсона. Скульптор работал в соборе в то же время, когда Виктор Гюго писал свой роман. Горбун Сибсона был не звонарем, а резчиком по камню.

Мистические чудеса собора

Самое удивительное чудо, связанное со святыми реликвиями собора, – жидкая кровь. Это запаянная капсула с кровью Иисуса, хранящаяся вместе с терновым венцом. Когда Страстная пятница совпадает с праздником Благовещения, то застывшая кровь в капсуле якобы вновь становится жидкой. Также, по легенде, на шипах тернового венца в такую пятницу появляются пятна крови.

Читайте такжеХрам Христа Спасителя — факты о главном соборе России: история, архитектура, святыни

Живые чудеса

В ризнице Нотр-Дама, примыкающей к собору, стоят пчелиные ульи. В них живут пчелы Buckfast, выведенные монахом братом Адамом. Они собирают мед в близлежащих садах. Из меда монахи готовят сладости и в праздники раздают их бедным. Когда случился пожар, парижане волновались о том, что пчелы могут сгореть в пламени. Но, к счастью, они выжили, о чем сообщила пчеловодческая компания Beopic, обслуживающая ульи собора. Они опубликовали фото пчел, облепивших голову химеры, поставив под снимком хештег #чудо.

Собор Парижской Богоматери насчитывает 850 лет истории, которая представлена повествованием об Иисусе Христе, размещенным в витражах, и рассказом об истории Франции, описанной скульптурами и архитектурными элементами. Ежегодно собор посещает до 14 млн человек, чтобы полюбоваться этими шедеврами.

Share Button
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика