Проверено Великой Отечественной: что из опыта войны пригодилось в ходе спецоперации

Рассказываем о том, какие конструкторские решения времен Великой Отечественной войны до сих пор с успехом применяются российскими подразделениями в СВО

Советский Союз вел подготовку к войне много лет. В стране проходила масштабная индустриализация, были созданы целые отрасли промышленности, разработаны новые образцы вооружений. Но быть на 100% готовым к вооруженному конфликту такого масштаба, как Великая Отечественная война (ВОВ), было невозможно. Первые боестолкновения выявляли недостатки техники, ошибочность многих довоенных решений. Победа зависела от того, как быстро и качественно промышленность и армия смогут перестроиться, исправить ошибки, доработать военную технику с учетом боевого опыта. 

Эта задача была успешно решена. В 1945 году Советский Союз обладал лучшей в мире армией, оснащенной лучшей военной техникой. Колоссальный опыт Великой Отечественной дал большой толчок к развитию отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК).  Многие разработки, которые Российская армия использует в ходе специальной военной операции (СВО), впервые получили массовое применение именно во время ВОВ.

От «Черной смерти» до «Грача»

Штурмовики созданы для непосредственной поддержки войск, следуют за армией, работают на малых высотах и меньших в сравнении с истребителями скоростях, защищены от стрелкового оружия, могут наносить точечные удары с помощью бомб, ракет и пушечного вооружения. 

Авиацию применяли для штурмовки наземных целей и до Второй мировой войны. Чаще всего для этого использовали истребители, но из-за отсутствия полноценного бронирования и высокой скорости эти машины плохо подходили для таких задач. По-настоящему массовым самолетом, который изначально создавался как штурмовик, стал Ил-2.

Штурмовики Ил-2 во время боевого вылета, 1945 год.
Источник: © Марк Редькин/ТАСС

Особенность Ил-2 — его броня, которая не просто навешивалась на самолет, а была несущим элементом конструкции. Ее общий вес составлял более 700 кг, она защищала летчика и важные агрегаты штурмовика от пуль и осколков. Самолет изначально проектировался двухместным, для защиты задней полусферы предполагалось использовать стрелка. Однако военное руководство до начала войны приняло решение выпускать одноместную версию машины. После начала ВОВ стало понятно, что это решение было ошибочным: машина без стрелка оказалась беззащитна перед истребителями люфтваффе. Сергею Ильюшину совместно с коллективом завода пришлось в кратчайшие сроки переделывать самолет, который к тому времени уже производился серийно. 

Сегодня Ил-2 — один из самых узнаваемых символов Победы. Всего было построено более 36 тыс. таких штурмовиков, которые применялись на всех фронтах. У нацистов он получил прозвища «Бетонный самолет», «Мясник», а также «Черная смерть». 

Несмотря на успехи во время ВОВ, во второй половине 1950-х годов штурмовая авиация в СССР была упразднена. Тогда считалось, что следующий вооруженный конфликт неизбежно повлечет за собой применение ядерного оружия, и самолет для непосредственной поддержки войск на передовой в эту концепцию не вписывался. Но скоро стало понятно, что это решение было ошибочным: боевые действия США во Вьетнаме показали, что самолеты по-прежнему востребованы на поле боя. 

Опыт применения штурмовиков во время Великой Отечественной войны помог конструкторам ОКБ Сухого (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха) создать новый штурмовик Су-25, который совершил первый полет в 1975 году и до сих пор остается одним из лучших самолетов в своем классе. Он участвовал в десятках вооруженных конфликтов, еще со времен первого боевого применения в Афганистане получил в войсках прозвище «Грач». 

Опыт применения Су-25 в зоне СВО показал, что штурмовая авиация по-прежнему нужна. Как и во время Второй мировой войны, российские штурмовики уничтожают бронетехнику, укрепления, решают многие другие задачи. 

Штурмовик Су-25.
Источник: Станислав Красильников/ ТАСС

«Штурмовая авиация в очередной раз доказала свою эффективность на фронтах СВО, а самолет Су-25 подтвердил звание одного из лучших штурмовиков в мире. Несмотря на то что у России есть крылатые ракеты, беспилотники и другое новейшее вооружение, штурмовики показали свою незаменимость на поле боя, — рассказал ТАСС первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков. — Стоит отметить, что эффективность новейшей модификации Су-25СМ3 повышена в разы, самолет может применять в том числе высокоточное оружие. Мы продолжим совершенствовать эту машину с учетом опыта применения в зоне СВО, в том числе в части ее доработки под новые средства поражения».

Дельта-древесина

В производстве советских самолетов во время Великой Отечественной войны из-за нехватки алюминия широко применялись материалы, созданные на основе древесины. С одной стороны, они уступали по некоторым характеристикам «крылатому металлу», а с другой — были более доступными. 

Дельта-древесина была разработана во второй половине 1930-х годов. Созданный на основе формальдегидной смолы, армированной древесными волокнами, этот композиционный материал был намного прочнее обычной древесины, а кроме того, практически негорючим, стойким к поражению грибком, имел большой срок службы. Благодаря его широкому применению СССР удалось быстро нарастить выпуск боевых самолетов, в том числе в условиях эвакуации. 

Изначально дельта-древесина вызывала у руководства страны недоверие. По воспоминаниям наркома авиационной промышленности СССР Алексея Шахурина, узнав, что Семен Лавочкин использует этот материал в своих истребителях, Сталин пожелал лично его проверить. 

«Сталин с недоверием слушал доклад конструктора, а затем, подойдя к столу заседаний, на котором лежали лонжерон и нервюра, изготовленные из дельта-древесины, вынул изо рта трубку и, повернув ее, горящую положил на дерево. Оно даже не обуглилось. Тогда Сталин взял с письменного стола перочинный ножик и стал скрести поверхность фанеры. Все усилия были напрасны. Дерево оказалось твердо как камень. На наших глазах Сталин просветлел. «Надо наградить того, кто изобрел это». Изобретателя дельта-древесины главного инженера завода винтов и лыж Леонтия Иовича Рыжкова вскоре наградили орденом», — вспоминал Шахурин в своей книге «Крылья родины».

ОНПП «Технология».
Источник: rostec.ru

Опыт Великой Отечественной войны позволил создать в послевоенное время материалы нового поколения, без которых были бы невозможны полет в космос, исследование других планет, преодоление сверхзвукового барьера, создание перспективной военной и гражданской техники. 

Сегодня одним из ключевых разработчиков инновационных неметаллических материалов является входящее в Ростех ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина. Здесь создают в том числе новые композиционные материалы для аэрокосмической отрасли. Они прочнее не только дельта-древесины, но и алюминиевых сплавов, при этом намного легче. Благодаря современным композитам перед авиаконструкторами открылись новые возможности по созданию авиационной техники нового поколения. В частности, они широко использованы в планере истребителя пятого поколения Су-57, который применяется в зоне СВО.

Истребитель Су-57.
Источник: © Сергей Савостьянов/ТАСС, архив

«Мы должны обеспечить авиапроизводителей современными материалами, ведь без них невозможно создать новую технику, от которой во многом зависит будущее нашей страны. Особенно остро этот вопрос встал после ухода из России иностранных компаний. Мы начали программу импортозамещения несколько лет назад и сегодня закрываем потребности аэрокосмической отрасли во всех ключевых материалах, в том числе для наращивания выпуска истребителей Су-57. Производство материалов как для гражданской, так и для военной техники на наших предприятиях никак не зависит от иностранных поставщиков. Мы выполняем задачи по гособоронзаказу и по гражданским проектам точно в срок, создаем новые материалы», — подчеркнул Артяков.

Броня победы

Ни до, ни после Великой Отечественной военная история не знала таких масштабных и кровопролитных танковых сражений. В этой ожесточенной схватке наши танкисты одержали победу над танками вермахта. Этого удалось добиться благодаря мужеству экипажей и тружеников тыла, которые смогли в кратчайшие сроки нарастить выпуск боевых машин. 

Лёгкий танк Т-60 с десантом на броне в ходе боёв за Калинин, декабрь 1941 года. Кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой».
Источник: warspot.ru

В 1941 году правительство было вынуждено эвакуировать ленинградские, харьковские и московские предприятия вглубь страны. Несмотря на тяжелейшие условия, до конца войны было выпущено более 110 тыс. единиц бронетехники, в том числе более 10 тыс. легких танков Т-60 и Т-70, более 50 тыс. средних танков Т-34 и Т-34-85, а также более 3,5 тыс. тяжелых ИС-1 и ИС-2. Эти машины применялись для прорыва обороны противника, уничтожения бронетехники и других целей. Одно из самых масштабных танковых сражений состоялось в июле 1943 года в районе станции Прохоровка, в нем с обеих сторон участвовало, по разным данным, от 1,2 тыс. до 2 тыс. танков и самоходно-артиллерийских орудий. 

Наращивание объемов производства бронемашин велось неразрывно с их постоянной модернизацией. Так, Т-34 получил 85-миллиметровое орудие, на смену Т-60 пришел Т-70, был запущен в производство ИС-2 — один из самых мощных и тяжелобронированных танков времен ВОВ.  

Сегодня единственным разработчиком и производителем российских танков является корпорация «Уралвагонзавод». Выпущенные здесь боевые машины с успехом применялись во многих вооруженных конфликтах, в том числе они работают в зоне спецоперации. 

Модернизированный танк Т-90М «Прорыв» на заводе корпорации «Уралвагонзавод».
Источник: Марина Молдавская/ ТАСС

«Наша страна в годы Великой Отечественной войны получила бесценный опыт по созданию танков и другой бронетехники. Он позволяет нам многие годы оставаться безусловными лидерами в этой сфере. Созданные на «Уралвагонзаводе» танки с успехом выполняют боевые задачи в зоне СВО. Предприятие перешло на работу в несколько смен, мы смогли значительно нарастить выпуск техники для нужд армии, ведем постоянную работу по ее улучшению с учетом боевого опыта и пожеланий военных», — отметил Артяков.

Внуки и правнуки «Катюши»

Реактивные системы залпового огня созданы для уничтожения группировок противника, рассредоточенных на больших площадях. Это оружие, которое по своей мощи стоит на втором месте после ядерного. К примеру, один полный залп российского РСЗО «Смерч» — это более тонны взрывчатого вещества, а площадь поражения — десятки гектар. 

Родоначальник российской реактивной артиллерии — легендарная БМ-13 «Катюша». Ее создание связано с именем химика и изобретателя Николая Тихомирова, который еще в начале XX века подготовил научную базу, ставшую основой для изобретения будущих твердотопливных реактивных снарядов. Помимо разработки пороховой смеси с равномерным горением, отечественными конструкторами была проделана колоссальная работа по решению множества проблем, в том числе по стабилизации снаряда. 

БМ-13 «Катюша».
Источник: rg.ru

Результатом многолетнего труда стала БМ-13, которая была продемонстрирована военным 17 июня 1941 года в числе других разработок. Изначально к реактивной артиллерии отношение было достаточно скептическим, поэтому «Катюшу» демонстрировали последней. Полный залп пяти машин произвел на командование неизгладимое впечатление. БМ-13 была принята на вооружение через три дня, за считаные часы до начала Великой Отечественной войны. 

Хотя по точности первые РСЗО были не сравнимы с современными, их применение наводило ужас на немецких солдат. Производство БМ-13 — большая победа советской промышленности. Германия так и не смогла наладить массовый выпуск топлива для своих РСЗО, хотя состав смеси им был известен. А в СССР за годы войны было выпущено более 11 тыс. пусковых установок БМ-13.  

Благодаря опыту, полученному во время ВОВ, Россия многие годы остается лидером по выпуску и разработке РСЗО. Развитием БМ-13 стали РСЗО «Град», «Смерч», «Ураган», а также семейство «Торнадо» с высокоточным вооружением. РСЗО играют большую роль в специальной военной операции. С их помощью российские военные уничтожают командные пункты, склады, технику, узлы связи, средства противовоздушной обороны и другие важные объекты. 

Реактивная система залпового огня «Торнадо-Г» на VI Международном военно-техническом форуме «Армия-2020».
Источник: Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

«Современные РСЗО значительно превосходят «Катюшу» по дальности и боевой мощи. Они позволяют наносить удары на значительном удалении от противника, быстро менять позицию, уходя от ответного огня. Крайне важно, что современные РСЗО стали намного точнее БМ-13. Так, «Торнадо-Г» может поражать цели как залпом, так и одиночными высокоточными ракетами, став универсальной тактической ракетной системой», — отмечает Артяков. 

«После начала специальной военной операции НПО «Сплав» в разы нарастило выпуск снарядов для РСЗО во всех калибрах. Опыт СВО показал, что наши системы остаются востребованными в современных вооруженных конфликтах. Он был учтен при их совершенствовании и будет использован при создании новых образцов вооружения», — заключил первый заместитель главы госкорпорации «Ростех».​​​​​​ 

​​​ 

Share Button
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика