«Нормандия — Неман»: история знаменитого французского авиаполка

Содержание

Французская эскадрилья под названием «Нормандия — Неман» во время Второй мировой войны оказалась единственным боевым формированием из другого государства, входящим в состав Красной армии. За военный период летчики совершили тысячи результативных вылетов, а сам полк стал легендарным. Подробнее об истории подразделения — в материале 24СМИ.

История создания французской эскадрильи

Во время Великой Отечественной войны американцы с англичанами, будучи союзниками СССР, поставляли продовольствие, технику, топливо. Тем временем третья страна антигитлеровской коалиции — Франция — ничего из перечисленного предоставить не могла. В 1942 году Шарль де Голль счел необходимым, чтобы французская армия стала участвовать в боях по всем фронтам.

Поначалу генерал собирался отправить в поддержку Советскому Союзу механизированные дивизии, однако этому помешало противодействие английской оппозиции. В итоге он предложил Иосифу Сталину помощь в виде французских летчиков. Кремль согласился.

Для Сталина такой шаг имел важное политическое значение. Он рассчитывал, что с прибытием союзнического подкрепления удастся быстрее открыть второй фронт. Тем временем де Голль надеялся получить поддержку со стороны французских коммунистов. К тому же после такого поворота СССР наверняка признал бы его лидером движения по освобождению Франции, что генералу было необходимо как противовес давлению со стороны Уинстона Черчилля.

Начались переговоры между французской и советской сторонами по поводу создания авиационного полка. Мало того что Британии не нравилось сближение Франции с СССР, так еще возникла череда организационных вопросов.

Среди прочего долго решали, какую символику стоит наносить на самолеты. Стандартный символ ВВС Франции советская сторона отвергла, поскольку он содержал лотарингский крест — тогдашние зенитчики СССР любой крест воспринимали в качестве гитлеровского. В итоге сошлись на том, что знаком отличия крылатых машин станет 3-цветный бело-сине-красный круг.

Пилотов решили снабдить советским обмундированием, поскольку у Франции не было возможности обеспечить летчиков своей формой. При этом разрешили носить на одежде отличительные знаки с парой львов и молнией, а также французские награды.

Первая группа французов прибыла в СССР в 1942 году. Для подготовки к участию в боях с фашистами 28 ноября в Иваново приехало 14 пилотов и 17 механиков. А 4 декабря из летчиков сформировали эскадрилью. Пилоты нарекли ее по названию французской провинции — «Нормандия».

Авиаполк Нормандия-Неман (https://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=11697494@cmsArticle)
Альберт Литтольф и Герой Советского Союза Семен Сибирин весной 1943 года. / Фото: mil.ru

Состав, техника и вооружение

Первой группой летчиков-французов вместе с техническим персоналом командовал майор Жозеф Пуликен. Когда эскадрилья примкнула к запасной авиационной бригаде, ей стал руководить советский полковник Шумов.

В 1943 году авиаподразделение вылетело на фронт и поступило в распоряжение полковника Сергея Андреева и генерала Сергея Худякова. Когда «Нормандия — Неман» участвовала в битве на Курской дуге, руководство летчиками перешло к майору Пьеру Пуйяду.

Последним командиром в военный период оказался майор Луи Дельфино, который до этого успел повоевать в составе вишистских ВВС. Однажды он летал в сражение со своими же соотечественниками, но потом перешел на сторону антигитлеровской коалиции.

Из вступивших в ряды нового летного подразделения большинство пилотов достигли только 20 лет. Почти ни у кого не было за плечами опыта реальных боевых вылетов. Лишь немногие успели поучаствовать в редких сражениях над территориями Северной Африки. Тогда для получения летного удостоверения требовалось не менее 300 часов налета. Многие попросту приписали себе лишние часы, чтобы их оставили на Восточном фронте.

Кстати, в полку «Нормандия — Неман», помимо природных французов, значилось также 11 русских эмигрантов — потомков участников Белого движения в Гражданскую войну. В советской историографии было не принято об этом говорить по идеологическим соображениям, лишь вскользь упоминали, что все летчики проявили себя с лучшей стороны.

Некоторые пилоты из авиационного полка впоследствии стали Героями Советского Союза. Среди них значится молодой авиатор Ролан де ла Пуап. Молодой летчик был выходцем из старинной дворянской семьи и не помышлял о военной карьере. Но неожиданно увлекся авиацией, а с началом войны записался в добровольцы и пошел в летную школу. В Западной Африке состоялось его боевое крещение. В 1942 году он попал в «Нормандию», где на позиции командира звена совершил 125 боевых полетов.

Другой француз, Жак Андре, стал Героем после завершения войны. Он отправился на фронт, стремясь отомстить за погибшего отца, сражавшегося в пехоте. В 1943 году Андре уже считался опытным летчиком, так что закономерно попал в СССР. В сумме за ним числится свыше 100 вылетов и 15 пораженных немецких самолетов. Летал вплоть до последних боев над Кенигсбергом.

Единственным из коалиционных летчиков, которому присвоили звание Героя посмертно, оказался Марсель Лефевр. Его с детства тянуло в небо, за 2 года до начала Второй мировой войны он выпустился из летной школы. Узнав о формировании «Нормандии», записался в нее добровольцем. Кстати, известна теория, что как раз Лефевру принадлежала идея дать авиационному полку такое название.

Пилот совершил более 100 результативных полетов. С мая 1944-го стал командиром эскадрильи «Шербур», а уже в июне умер в московской больнице. Что его туда привело — до сих пор точно не установлено. По одной версии, тяжело ранили в воздушном бою, по другой — случилась авария и пожар в самолете.

Когда французские авиаторы прибыли в СССР, им предложили самостоятельно выбрать подходящие машины для сражений. В числе вариантов значились американские Airacobra и английские Hawker Hurricane, а также советские модели Ла-5 и Як-1. Летчики остановились на аппаратах Александра Яковлева.

Як-1 для тех лет считался современной боевой машиной конструкции смешанного типа. На его вооружении стояла пушка и крупнокалиберный пулемет. Правда, европейские пилоты с трудом привыкали к пилотированию этих аппаратов. Кроме того, им пришлось адаптироваться к разработанной в советских ВВС тактике ведения боя. Наконец, европейцы с трудом ориентировались в пространстве без радаров, видя под собой только бескрайние снега.

Позже «Нормандия — Неман» летала на новых моделях самолетов Як. Полк пополнился аппаратами Як-3 с парой пулеметов и автоматической пушкой. Также появились Як-9, где стояли пушка и пулемет с увеличенными запасами снарядов и патронов.

Летчики полка «Нормандия — Неман» (https://www.smolensk-museum.ru/afisha/virtualnie-vistavki/v-nebesah-mi-letali-odnih-_1002/normandiya-neman-v-osvobozhdenii-smolenskoy-oblasti/)
Летчики полка «Нормандия — Неман» в 1943 году / Фото: smolensk-museum.ru

«Нормандия — Неман» в небе: участие в боях

Весной 1943 года произошел первый боевой вылет эскадрильи. Пилотам поручили патрулировать район собственного аэродрома. В апреле состоялся воздушный бой между Смоленском и Рославлем, где французы сбили первый самолет фашистов.

«Нормандия» участвовала в Курской битве. Эти бои стали для нее серьезным испытанием. По итогу полку удалось совершить 112 вылетов. При этом летчики сбили 17 вражеских машин и потеряли шестерых товарищей.

Читайте такжеБитва за Кавказ 1942–1943 годов — история сражения: ход событий, этапы, итоги

После этого подразделение временно вывели из боев, чтобы организовать пополнение. В конце весны 1944 года в составе 3 эскадрилий полк вернулся. Он поучаствовал в Белорусской операции.

Тогда же прошли сражения в воздухе, когда форсировали Неман, а также освобождали Литву. Как раз за эти вылеты Сталин постановил присвоить коалиционному подразделению официальное наименование — «Неманский». С этого момента его стали называть так, как он и остался в истории, — «Нормандия — Неман».

В 1945 году состоялись напряженные битвы над восточнопрусскими землями. В рамках операции по наступлению на эти территории пилоты поставили рекорд — без единой собственной потери ликвидировали 41 фашистский самолет.

За время боев на Восточном фронте пилоты суммарно совершили 5240 полетов. Французские асы провели до 900 боев в воздухе, при этом из 309 заявленных побед 273 считаются официально подтвержденными. Из полка погибли 42 авиатора, а всего за военный период через подразделение прошло 96 человек.

Пилоты Нормандии-Неман (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Normandie_niemen_04953.jpg)
Пилоты «Нормандии — Неман» / Фото: wikimedia.org

Награды и герои

В начале 1944 года правительство СССР выпустило указ, по которому некоторых офицеров из «Нормандии — Неман» наградили орденами Отечественной войны, а также орденами Красного Знамени. Так официально отметили отвагу и умелое выполнение боевых заданий.

В 1945-м уже сам полк получил ордена Александра Невского, а также Красного Знамени. Со своей стороны и Франция вручила полку ряд собственных государственных наград.

Из всех летчиков геройского звания удостоились упомянутые выше Андре, Пуап и Лефевр, а также Марсель Альбер.

Авиаполк после войны

О действиях авиаполка «Нормандия — Неман» в боях Второй мировой написаны сотни статей и десятки книг. А вот о дальнейшей судьбе подразделения уже сказано куда меньше. Тем не менее его история с окончанием войны не завершилась.

В июне 1945 года полк взлетел с аэродрома в Восточной Пруссии на подаренных Советским Союзом самолетах по направлению к Парижу. По возвращении домой летчики вернулись к боевой службе уже во Франции.

Сначала полк базировался в Ле-Бурже. Потом этот аэропорт сделали гражданским, а военные летчики переместились в Туссю-ле-Нобль. Постепенно вместо советских «яков» полк стал пополняться новыми машинами — американскими и английскими самолетами.

В 1947 году летчики перешли на новую базу в Марокко, а еще через 2 года оказались в Сайгоне. В в 1951-м авиаторы передислоцировались в Африку, где сражались в Алжирской войне. Наконец, в 1962-м эскадрилья оказалась вновь дома. Вернувшись во Францию, она стояла в городе Реймсе в течение последующих 30 лет.

В разные годы летчики участвовали в тех или иных межнациональных учениях, а также в ряде миротворческих операций. Среди прочего эскадрилья отметилась в Югославии, Кот-д’Ивуаре, Мали и пр.

В России существовало подразделение, которое стало преемником авиаполка, прошедшего бок о бок с французами всю войну. В 1995 году гвардейскому полку присвоили почетное наименование в честь французов — «Нормандия — Неман». Вдобавок Франция удостоила его высшей награды своей страны — креста ордена Почетного легиона. Однако в 2009 году началась реформа армии, штурмовой авиаполк расформировали.

Любопытно, что в это же время во Франции упразднили собственную «Нормандию — Неман». Правда, в 2012-м деятельность подразделения возродили. Полк во французских ВВС действует и сегодня.

Памятник Нормандии-Неман в Москве (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Moscow,_1st_Krasnokursantsky_Proezd_Normandie-Niemen_memorial_%2830648573583%29.jpg)
Памятник «Нормандии — Неман» в Москве / Фото: wikimedia.org

Память о французских асах

В военные годы между русскими и французскими пилотами сформировалось настоящее братство. Дружба ветеранов двух стран продолжалась и в последующие годы, переходя к новым поколениям. Часто бывшие летчики наносили друг другу визиты. Во Франции сохранилась память об Иванове — колыбели их знаменитой эскадрильи.

Первый мемориал, на котором написали имена павших летчиков из полка, установили в 1956 году в Москве. А в 1964-м появился памятник неизвестному летчику эскадрильи на могиле Введенского кладбища. Останки пилота обнаружили недалеко от Орла и перенесли в столицу для торжественного захоронения.

В 2007-м Россия и Франция совместно открыли новый памятник летчикам полка в Москве. Монумент представлен на фото выше.

Еще один монумент поставили в том месте, где прошли последние воздушные сражения «Нормандии — Неман». Речь идет о Кенигсберге, нынешнем Калининграде. Также памятник можно увидеть недалеко от города Козельска в Калужской области. Наконец, во Франции о героях тоже помнят, там мемориал стоит в Ле-Бурже, а в Париже в честь эскадрильи названа площадь. В ряде городов память о французских асах увековечена в названиях улиц, школ, работают музеи.

Читайте такжеПанфиловцы — герои Великой Отечественной: факты, мифы и споры о подвиге

В 1960 году СССР совместно с Францией сняли художественный фильм об эскадрильи. Также в разные годы сняты три документальные ленты. А в репертуаре Марка Бернеса была песня, посвященная легендарным летчикам, — «Воспоминания об эскадрилье «Нормандия — Неман»».

«Нормандия — Неман» превратилась в символ советско-французской дружбы. Кроме того, это один из славных эпизодов ВОВ, о котором нельзя забывать никогда.

Share Button
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика