Инвестиции: Инфраструктурная ипотека для частных инвесторов

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев
Источник: © Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Правительством России утвержден План мероприятий по развитию инструментария государственно-частного партнерства. Предусмотрен новый механизм – «инфраструктурная ипотека».

Цель – создание условий для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их привлекательности для частных инвесторов на основе механизма «инфраструктурной ипотеки».

Мероприятия плана направлены на развитие инфраструктуры в России и совершенствование законодательства в сфере ГЧП.

Реальный мир – это инфраструктура

На недавно прошедшем форуме «Сочи-2018» Дмитрий Медведев, говоря о необходимости развития инфраструктуры, отметил: «У нас будущего не существует, если не будет развития инфраструктуры. Мы это с вами понимаем. Гаджеты – прекрасно, телекоммуникации – прекрасно, цифровые технологии – прекрасно. Это действительно нужно. Каждый из нас может сейчас взять телефон и поговорить с Хабаровском или Владивостоком. Но этого мало. Люди живут в реальной жизни. Им надо перемещаться, ездить по дорогам, железным дорогам, летать самолётами. Цифровой мир не отменил мир реальный. А реальный мир – это инфраструктура для нашей страны».

12 марта 2018 года на совещании с вице-премьерами Дмитрий Медведев, говоря об уже утвержденном Плане по развитию инструментария развития ГЧП – подчеркнул: «Я утвердил «дорожную карту» по развитию инструментария государственно-частного партнёрства. Понятно, что инфраструктура у нас, к сожалению, существенно недофинансирована, поэтому задача развития инфраструктуры звучит постоянно, в том числе она звучала и в послании Президента 1 марта текущего года. Кроме государственных вложений надо обязательно привлекать внебюджетные источники, как это делается во всём мире».

Медведев: «Кроме государственных вложений надо обязательно привлекать внебюджетные источники, как это делается во всём мире».

Премьер-министр подчеркнул, что в сферу ГЧП и концессий привлечено довольно много частных инвестиций. Однако, общий объём частных инвестиций в объёме средств, которые направляются на развитие инфраструктуры, крайне невелик – порядка 1%. Тогда как, в развитых странах вклад частных инвесторов в финансирование инфраструктуры достигает 20%.

Дмитрий Медведев также обратил внимание, что в России далеко не все инфраструктурные проекты легко становятся возвратными и приносят прибыль инвестору.

В России далеко не все инфраструктурные проекты легко становятся возвратными и приносят прибыль инвестору.

Для сглаживания диспропорций наряду с фабриками проектного финансирования Минэкономразвития России разработан механизм инфраструктурной ипотеки. По словам премьер-министра «за счёт этого инструмента будет профинансировано большее количество проектов в области портового хозяйства, дорог, мостов, энергосетей, линий связи. Надо только будет окончательно определиться с источниками».

За счёт инфраструктурной ипотеки будет профинансировано большее количество проектов в области портового хозяйства, дорог, мостов, энергосетей, линий связи.

ГЧП 2.0

Инфраструктурная ипотека – ее еще называют ГЧП 2.0 – механизм партнерства, когда инвесторы реализуют инфраструктурные проекты в интересах государства за счет долгового финансирования. Предполагается, что инвесторы фактически по различным схемам будут кредитовать государство при строительстве и ремонте дорог, мостов и т.п. Фактически, объекты, построенные инвесторами будут покупаться государством в кредит. Государство такой кредит будет и постепенно гасить (прямая аналогия с покупкой квартиры по ипотеке). Насколько такой механизм сможет быть интересным для независимых инвесторов покажет только время и надежность гарантий от государства.

Инвесторы фактически по различным схемам будут кредитовать государство при строительстве и ремонте дорог, мостов.

Пока согласно принятого плана («дорожной карты») Минэкономразвития, Минфин и ВЭБ должны в марте подготовить доклад в Правительство России с предложениями по концепции новых механизмов развития строительства и реконструкции инфраструктуры.

После чего на федеральном уровне будут подготовлены соответствующие правовые акты, призванные обеспечить следующее:

Первое: долгосрочное планирование и финансирование инфраструктурных расходов.

Второе: поддержка отраслевых инфраструктурных проектов с наибольшим социально-экономическим эффектом.

Третье: повышение доступности развития инфраструктуры, в том числе в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью.

Четвертое: мониторинг и контроль расходования средств.

Предусмотрено и создание правительственной Комиссии по координации органов власти, госкорпораций, институтов развития, коммерческих и научных организаций. На комиссию будет, в том числе, возложено расширение применения инновационных технологий и лучших мировых практик и мониторинг исполнения «дорожной карты».

Рост качества и количества

Кроме того, о чем уже сказано «дорожная карта» содержит 4 мероприятия, таких как: создание «инфраструктурной карты», перечня «пилотных» проектов, открытого единого реестра проектов ГЧП, актуализация методик их реализации и оценки социально-экономического эффекта.

Ожидается, что актуализация методик приведет к росту качества и количества проектов ГЧП

Ожидается, что актуализация методик приведет к росту качества и количества проектов ГЧП и концессий. Результат будет достигнут за счет упрощения подготовки комплексного обоснования инвестпроектов, унификации и повышения прозрачности обосновывающих материалов.

Развитие регулирования ГЧП

«Дорожной картой» предусмотрены и внесения изменений в федеральные законы от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве».

Минэкономразвития России получит полномочия по выработке госполитики и регулированию в сфере ГЧП

После внесения изменений в законы Минэкономразвития России получит полномочия по выработке госполитики и регулированию в сфере ГЧП и концессий.

Будут внедрены также следующие механизмы:

Во-первых, это механизм софинансирования проектов ГЧП и концессий выгодоприобретателями (пользователями) инфраструктурного объекта с возможностью их объединения в рамках одного соглашения.

Во-вторых, установление долгосрочных обязательств по платному пользованию инфраструктурой по установленным тарифам.

В-третьих, механизмы участия в соглашении на стороне публичного партнера (концедента) одновременно нескольких публично-правовых образований, в том числе разных уровней власти.

В-четвертых, возможность концедентом параллельного поиска лучших условий привлечения долгового финансирования.

В-пятых… Может быть это даже главное: преференции для лица, выступившего с частной концессионной инициативой – в конкурсе на право заключения соглашения о ГЧП или концессии.

Интересно, что «дорожной картой» предусмотрена даже популяризация механизмов ГЧП за счет «повышения квалификации государственных и муниципальных служащих и предпринимателей, занятых в сфере развития инфраструктуры».

К июню 2018 года также будет создан комплекс мер по обеспечению конкуренции в сфере ГЧП.

К июню 2018 года также будет создан комплекс мер по обеспечению конкуренции в сфере ГЧП, стимулированию применения современных технологий и снижению издержек при проектировании и строительстве.

Денис Журенков

Share Button
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика