Дьявольские струны Никколо Паганини — факты и мифы о жизни легендарного скрипача

Содержание

27 октября 1782 года родился Никколо Паганини. Биография музыканта состоит из списка противоречий. Некрасив, но популярен у женщин. Тяжело болел, но играл лучше здоровых. Звался «скрипачом дьявола», но получил от папы римского церковную награду. Паганини называли скрягой, но виртуоз занимался благотворительностью. Противоречия, пронизавшие жизненный путь, связаны с непростым характером известного композитора и сплетнями, которые распускали современники Паганини. Подробнее о жизни легендарного скрипача и интересных фактах из его биографии – в материале 24СМИ.

Держатель мандолин

Отец музыканта, Антонио, с юных лет мечтал о музыкальной карьере. Паганини-старший играл на мандолине и использовал инструмент, чтобы покорить сердце Терезы Боччардо. Антонио поставил крест на мечте, когда столкнулся с суровой реальностью. У молодого человека не было средств на занятия музыкой. Семья постепенно увеличивалась, поэтому Антонио работал грузчиком, а затем, накопив денег, открыл лавку в портовом городе Генуе на севере Италии. В переписи населения Антонио Паганини назван «держателем мандолин».

Музыкальные амбиции мужчина перенес на старшего сына, у которого, однако, не было интереса и таланта. Тереза утешила мужа, рассказав о вещем сне: следующий ребенок будет одаренным музыкантом. 27 октября 1782 года в доме на улице Черной Кошки родился мальчик, который получил имя Никколо. Примечательно, что фамилия виртуоза происходит от латинского paganus – «язычник».

Строгий отец

Интерес к музыке у Никколо проявился в раннем возрасте. Мальчик демонстрировал нетривиальные способности, что вскружило голову отцу. Антонио подготовил жесткий график занятий для сына, который с 5 лет играл на мандолине, а с 6 – на скрипке.

Чтобы оградить от внешних раздражителей и привить прилежание, Паганини запирал Никколо в сарае, оставляя без еды на долгое время. Душная и темная «башня из слоновой кости», голод и нехватка воды спровоцировали каталептическую кому.

Когда отец пришел проведать Никколо, то увидел, что сын лежит без признаков жизни в углу сарая. Лавочник послал за доктором, который ошибочно констатировал смерть ребенка, которому от роду было 6–7 лет.

Родители купили гроб, в который положили тело мальчика. Во время церемонии прощания Никколо открыл глаза, поднялся и сел в гробу. Ребенок удивленно смотрел на собравшихся, а те – на него. Тереза бросилась обнимать и целовать «ожившего», а затем накормила обессилевшего сына. Отец больше не доводил Никколо до плачевного состояния, но на следующий день после «воскрешения» ребенок вновь играл на скрипке. Паганини-старший изменил подход, наняв для сына первого учителя – скрипача Джованни Черветто.

Необразованный музыкант

Отец выковал из Никколо музыканта мирового уровня, но сыну лавочника пришлось заплатить немалую цену, пожертвовав здоровьем и образованием. С детства в жизни Паганини была только музыка. На школу у юноши времени не оставалось, поэтому Никколо допускал грубые орфографические ошибки, плохо разбирался в истории. Знания за пределами музыкальной сферы молодой человек получал скомканно, без определенной системности. Но Паганини хватало и этого, чтобы поддержать беседу.

Душой компании композитор не был из-за непростого характера и проблем со здоровьем. Паганини отталкивал мрачным и болезненным видом. Внешность Никколо заставляла сплетников шептаться о его связях с темными силами.

24 каприса

С юных лет Паганини не только осваивал произведения признанных мастеров, но и писал свою музыку. В молодости Никколо создал большую часть знаменитых 24 каприсов, которые и в XXI веке остались уникальным явлением музыкальной культуры. Каприччо писали музыканты и педагоги до Паганини для совершенствования техники, но творение скрипача из Генуи открыло новые границы музыки.

Каприсы виртуоза вдохновили других музыкантов, которые на основе труда скрипача создали свои нетленные произведения. Ференц Лист переработал каприччо Паганини для рояля. Так появилось 6 больших этюдов. Иоганнес Брамс продемонстрировал миру, что 24-й каприс Паганини можно раскрыть в утонченно-лирической и глубоко драматических формах.

«Дьявольский» каприс не давал покоя Сергею Рахманинову, который после скитаний по США и Европе обосновался на вилле в Швейцарии. Там русский композитор создал «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром».

Скрипач из Генуи совершенствовал технику игры на скрипке всю жизнь. Освоив классические способы, Никколо экспериментировал: имитировал пение птиц, смех человека, мычание коровы, звучание флейты.

Восхождение звезды

Первый концерт музыкант дал в Генуе в июле 1795 года – в 12 лет от роду. Собранные средства отец мальчика планировал потратить на звездного педагога для сына. Паганини-старший хотел, чтобы наследник учился у скрипача Алессандро Роллы, который впоследствии был главным дирижером «Ла Скалы» в Милане. Но услуги композитора оказались дороже, чем рассчитывал отец гения.

Выручила помощь мецената маркиза Джанкарло ди Негро, который организовал второе выступление Никколо, но на этот раз во Флоренции. Ди Негро, к слову, владел домом в Генуе, под крышей которого собирались писательница Анна-Луиза де Сталь, Джордж Байрон, Стендаль, Жорж Санд, автор романа «Обрученные» Алессандро Мандзони.

Денег с двух концертов хватило, чтобы отправиться в Парму к Ролле. Но отца и сына ждало новое разочарование: композитор тогда болел и никого не принимал. Пока Паганини-старший добивался встречи с музыкантом, Никколо осматривал дом скрипача. Взор подростка упал на ноты произведения, которое Ролла написал накануне приезда Паганини.

Никколо взял скрипку и сыграл новое произведение. Услышав исполнение, Ролла вышел к гостям и заявил, что не может учить подростка, потому что тот все сам умеет. Но учеба Паганини на этом не завершилась. Ролла направил юное дарование к Фердинандо Паэру, а тот посоветовал обратиться к своему наставнику – Гаспаро Гиретти. Под началом последнего Паганини учился не менее 3–4 месяцев, по другим источникам, два года – до смерти Гиретти.

Гаспаро сделал из Никколо суперзвезду. После учебы Паганини организовывал концерты, которые пользовались бешеной популярностью, хотя цены на билеты достигали огромных значений. Придя на выступление, люди понимали, что стали свидетелями уникальной игры на скрипке.

«Придворный виртуоз»

В 19 лет Паганини увлекся девушкой, чье имя история не запомнила. Влюбленные жили в поместье в Тоскане 3 года. За это время музыкант освоил гитару, написал 12 сонат и пристрастился к картам. Никколо хорошо зарабатывал на концертах, но просаживал деньги за игорным столом.

Современники характеризовали Никколо как азартного человека. Композитор любил заключать пари. Например, музыкант поспорил, что сможет управлять оркестром с помощью скрипки с двумя струнами. Виртуоз не только выиграл пари, но и покорил сердце сестры Наполеона Бонапарта – Элизы. Мастеровитые скрипачи в начале XIX века воспринимались публикой как Фредди Меркьюри или Дэвид Боуи в 1980-х. Родственница Наполеона поразилась навыками генуэзца, поэтому от восторга потеряла сознание.

Так начался не только скоротечный роман Никколо Паганини с сестрой императора, но и служба при дворе. Никколо получил звание капитана личной гвардии Элизы и титул «придворного виртуоза». В его задачи входило руководство концертами и спектаклями. Когда отношения с Элизой сошли на нет, Никколо переключился на другую сестру императора – Полину. Когда Наполеон отмечал день рождения, Паганини сыграл на скрипке с одной струной.

Козни злопыхателей

Чтобы оценить мастерство Паганини, нужно знать два факта о нем. В первом случае композитор наиграл мелодию на шелковом шнурке от лорнета.

У Никколо было много завистников, которые стремились подставить и унизить скрипача. Однажды злопыхатели расстроили музыкальный инструмент, который опоздавший артист не успел проверить перед концертом. Во время выступления Паганини услышал, что скрипка сильно расходится с роялем аккомпаниатора. Не прерываясь, Никколо настроил музыкальный инструмент так, что публика ничего не заметила.

Ахилл

У «придворного виртуоза» было много романов, среди которых выделяют певицу Антонию Бьянки. Каждый выход пары в свет порождал кривотолки и пересуды прямо за спиной у композитора и артистки. Сплетники указывали, что Паганини уродлив, а Бьянки – красавица.

Никколо и Антония открыто изменяли друг другу. Певица сетовала, что у болезненного избранника нет сил на постельные утехи. Бьянки рассказывала, что Паганини страдал от кашля, ревматизма, приступов лихорадки и кишечных колик. В версию Антонии не вписывается тот факт, что композитор находил время, силы и здоровье на других женщин.

В июле 1825 года у пары родился сын, которого назвали Ахиллом. Публика сомневалась, что отцом мальчика был Паганини. Но Никколо не сомневался, что Ахилл – его сын, поэтому в 42 года погрузился в родительские заботы. В 1828-м скрипач бросил певицу и единолично занялся воспитанием сына.

Ссоры с церковью

Церковь рассматривала музыкантов как помощников в продвижении духовных ценностей. Но из плеяды композиторов XVIII–XIX веков Паганини выделялся тем, что ни под каким предлогом не соглашался писать псалмы. Церковники не преминули связать Никколо с нечистой силой, что укрепило веру обывателей в связь музыканта с сатанинским культом.

Священнослужители упрекали Паганини в алчности и падкости на греховные соблазны. Церковники указывали, что Георг Гендель, Иоганн Бах, Вольфганг Моцарт проложили путь, связующий музыку и религию, но Паганини «решил свернуть с дороги». «Сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада», – характеризовали священнослужители скрипача из Генуи.

«Южный колдун»

Концерты Паганини вызывали ажиотаж, билеты раскупались как горячие пирожки. Репутация сатаниста, убийцы, людоеда увеличивала спрос на выступления Никколо. За гастроли в Вене генуэзец заработал 28 тыс. крон, а Франц Шуберт, который параллельно давал концерты, получил в 800 раз меньше.

Скрипач детально продумывал каждое выступление, стараясь устроить настоящее шоу. Лопнувшая струна, расстроенная скрипка, «привет из деревни» (подражание звукам животных) – все действия были спланированы заранее. Артист научился имитировать звук гитары, флейты, трубы, поэтому мог обойтись без оркестра. Фанаты прозвали Паганини «Южным колдуном» за виртуозность, эпатажность и умение поставить захватывающий концерт.

Читайте такжеДжон Леннон — музыкальная легенда: мифы и факты о знаменитости

Скряга

Баснословные гонорары вызывали пересуды у завистников, которые рисовали в головах обывателей образ скряги-сатаниста. Против Паганини играли цены на билеты, которые были по карману далеко не всем. Но «жадный» Никколо бесплатно раздавал часть билетов начинающим музыкантам. Процент от концерта композитор отдавал родственникам и на благотворительность. Паганини не любил много тратить на себя, поэтому нередко одевался у старьевщиков.

Здоровью Никколо не уделял внимание, поэтому серьезные проблемы начались ближе к 40 годам. Хотя скрипача с детства нельзя было назвать крепким юношей. В зрелости Паганини по-прежнему был погружен в творчество. Имея средства и возможности обратиться к ведущим врачам Европы, Никколо предпочитал игнорировать проблемы со здоровьем.

Манера исполнения

К врачам Паганини обращался, когда болезни мешали гастролям. В Париже у музыканта был доктор Франческо Бенатти, который составил подробное описание пациента. Медик указал, что левое плечо Никколо на 6 дюймов (15 см) выше правого. Таким образом, правая рука располагалась намного ниже левой. Исследователи предполагают, что у Паганини был редкий врожденный недуг – синдром Марфана в легкой форме.

Теория о синдроме коррелирует с эксцентричной манерой музыканта работать корпусом и руками во время игры на скрипке. Артист придумывал не только произведения и сценарий выступления, но и создавал уникальные движения, дававшие необычайный простор для игры на струнном инструменте. Публика уверяла, что скрипач владел скелетом так, как не дано многим людям. Особое внимание приковывал локоть музыканта, который выкручивался в другую сторону, а кисть тем временем «ходила» сама по себе.

Масон

Музыкант был активным членом масонской ложи. Композитор написал для тайного общества гимн. Произведение автор исполнил в ложе Великого востока Италии. Европейские монархи стремились пригласить Никколо в свои резиденции с концертом, за которые платили огромные деньги. Но азартные игры доводили композитора до состояния, когда ему не на что было купить еду. После рождения сына Никколо обуздал пагубное увлечение и перестал просаживать деньги за игорным столом.

Опровержение смерти

Интерес к себе Паганини подогревал не только слухами о связях с дьяволом, но и газетными заметками о якобы смерти скрипача. Первые публикации вызывали ажиотаж – номера расходились огромными тиражами.

Когда 27 мая 1840 года газеты написали о смерти Паганини, в заметках традиционно добавили приписку: «Надеемся, что скоро опубликуем опровержение». Но 57-летний композитор действительно скончался в Ницце, оставив миллионное состояние.

Считается, что причиной смерти Паганини стал туберкулез, который в середине XIX столетия еще наводил ужас. Исследователи рассматривают теорию, что синдром Марфана мог вызвать аневризму аорты. В последние годы жизни Паганини редко выходил на публику. Никколо ослаб, не хватало сил даже на то, чтобы взять в руку смычок.

Похороны длиной в полвека

Заигрывания с нечистой силой отразились на попытках похоронить Паганини по правилам католической церкви. Епископ Ниццы Доменико Гальвани объявил покойного еретиком и запретил хоронить в освященной земле. Аналогичные решения вынесли и священнослужители других итальянских городов, в том числе Генуи.

Паганини прожил 57 лет, но понадобилось почти столько же, чтобы останки композитора нашли покой на кладбище. Ахилл Паганини десятки лет боролся за то, чтобы похоронить отца по установленным правилам. В 1876 году папа римский Пий IX дал добро, но вращение бюрократических шестеренок затянулось еще на 20 лет.

Могила Паганини в Парме
Могила Паганини в Парме / Фото: wikimedia.org

В 1896-м останки Паганини предали земле на кладбище Виллетта в Парме. Легендарную скрипку виртуоз завещал Генуе: музыкант не хотел, чтобы кто-то играл на ней, кроме него. Впоследствии музыкальный инструмент назвали «Вдовой Паганини».

Мифы о Паганини

Современники не могли объяснить феномен музыканта, который родился в простой семье и обладал неказистой внешностью. Но при этом смог превзойти многих скрипачей, к которым судьба была более благосклонна. Поэтому возникли слухи, что Паганини продал душу дьяволу в обмен на виртуозную игру на скрипке. Отсюда и родились домыслы об уроженце Генуи.

Сидел в тюрьме

Злопыхатели распускали слух, что Паганини оттачивал мастерство не в отцовском сарае, а за решеткой. При этом Никколо делал это только для того, чтобы скрасить тюремные будни. За решетку, как гласит легенда, музыкант попал за убийство. Кроме того, ходили слухи, что Паганини был любителем кутежей и разврата. Миф о тюремном прошлом композитора нашел отражение в романе Стендаля.

Продал душу дьяволу

Паганини гастролировал с концертами по Австрии, Германии, Франции, Великобритании. Генрих Гейне писал во «Флорентийских ночах», что Никколо, работая капельмейстером в Лукке, влюбился в местную певицу, к которой был неравнодушен аббат. Композитор разрубил любовный треугольник, якобы убив возлюбленную, за что угодил на каторгу в Геную. В родном городе, как гласит легенда, Паганини и продал душу дьяволу в обмен на свободу и успех в музыке.

Демонический образ Никколо дорисовывала публика. Один из слушателей после концерта заявил, что якобы видел, как за спиной Паганини стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналистам пришлась по вкусу легенда, поэтому возникли карикатуры, изображающие Паганини в образе слуги сатаны.

Читайте такжеПервые газеты в России и мире: история появления периодических изданий

Могила композитора

Миф гласит, что в 1893 году гроб маэстро вновь извлекли из земли. Обыватели утверждали, что якобы слышали доносящиеся из-под земли звуки скрипки. Эксгумацию посетил внук Паганини – чешский композитор Франтишек Ондржичек. Ветхий гроб открыли и обнаружили, что тлен не тронул голову и лицо Никколо. Разлетевшиеся слухи еще на десятки лет сохранили за маэстро репутацию адепта сатанинского культа.

Никколо Паганини прожил жизнь, которая оставила немало секретов. Но историографы не сомневаются в одном: итальянский композитор был предан музыке со дня, когда впервые взял в руки мандолину.

Share Button
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика