«Для меня это очень женский проект». Создатели сериала «Немодельное агентство» о теме эскорта в русском кино

В июне на платформе Premier стартовал сериал «Немодельное агентство», в котором студенты пытаются заработать на эскорте. Анна Николаева поговорила с режиссёром сериала Антоном Меньшиковым и сценаристкой Анной-Лизой Техменевой о том, почему они взялись за эту тему и каких историй не хватает современной аудитории.

Планируется ли продолжение сериала?

Анна-Лиза Техменева: У нас есть задумки на второй сезон. Но пока продюсеры смотрят на то, как будет воспринят первый. Если будет ощущение, что второй сезон интересен аудитории, он обязательно произойдёт.

Как появилась идея создания сериала? Почему именно тема эскорта показалась вам интересной?

Антон Меньшиков: Однажды знакомая рассказала мне об эскорте, к которому сама имела непосредственное отношение. Мы разговорились, и я был шокирован её историями. Тем, как девушки туда попадают, какие там крутятся деньги, как вообще устроен этот бизнес. Я стал думать о мотивах девушек: зачем они идут туда, что их так привлекает. И проблема оказалась гораздо глубже, чем деньги. Это история и про психологию, и про мировоззрение поколения. С одной стороны, страх строить отношения с ровесниками, страх неопредёленности, с другой — манят глянцевая картинка и понимание того, что всего за один вечер ты можешь заработать 10 тысяч долларов. Но это всё лишь иллюзия. Девушки оказываются в ситуациях, когда их унижают, многие подсаживаются на наркотики. И в итоге оказываются без денег, без образования, без возможности найти нормальную работу, ведь 25 лет для эскорта — это уже пенсия.

Под впечатлением я попытался написать первую серию, но упёрся в то, что не такой талантливый, как Лиза. И я пришёл с этой идеей к Лизе, а она превратила мои каракули в шедевр, который мы смогли предложить продюсерам.

Постер сериала "Немодельное агентство"
Постер сериала «Немодельное агентство»

Лиза, а вам идея Антона показалась интересной как сценаристу или как психологу в первую очередь?

Анна-Лиза Техменева: В первую очередь я всё-таки сценарист. Я выросла с мамой-психологом, сама училась на психолога, и это, безусловно, помогает мне создавать истории. Но истории меня цепляют сначала как сценариста, а потом психология становится инструментом, который помогает создавать истории, подключаться к персонажам и более глубоко понимать их мотивы. Я не морализатор и жизнь воспринимаю как сложносочинённую конструкцию. Для меня каждый человек сложен и уникален. Поэтому я не люблю делить людей на типажи и категории. И когда Антон принёс эту историю, меня заинтересовали две вещи. Во-первых, мне хотелось рассказать истории разных девушек, не ставя ни на кого клеймо.

Во-вторых, мне показалось, что эту историю можно подать именно в ироничном ключе, избежав пафоса и нравоучений. Именно поэтому мы взяли за основу сюжет, в котором два придурка решили, что было бы классно продавать девчонок из института. Однако лёгкая интонация всё же становится более драматичной в финале, ведь жизнь имеет разные оттенки.

Но ведь тема эскорта не нова. Уже есть несколько сериалов…

Анна-Лиза Техменева: Конечно. Но мы хотели посмотреть на эту тему глазами нового поколения и с другой тональностью. Мне было важно поговорить с молодой аудиторией на одном языке, попробовать рассказать, что эскорт — это серая зона, которая содержит огромное количество рисков. Это стоит осознавать и входить в эту авантюру с холодной головой.

Для меня это очень женский проект. Про девушек с очень разными судьбами, и я с большой любовью к каждой из них отношусь. И для меня было ценно то, что Антон, как и я, видит в людях в первую очередь людей.

До сериала «Немодельное агентство» вы уже работали вместе?

Анна-Лиза Техменева: Мы учились вместе в Школе кино и телевидения «Индустрия». Там мы подружились, но какое-то время после не общались. Потом Антон вспомнил, что есть я, и обратился за помощью. И мне кажется, что это начало очень большого совместного будущего, потому что мы очень друг друга полюбили и поняли, как круто работать вместе.

Антон, я правильно понимаю, что это был ваш дебютный проект в качестве режиссёра?

Антон Меньшиков: До этого я в основном снимал клипы и рекламу. Были и короткие метры, но это больше студенческие работы. Поэтому можно сказать, что это первый проект, да.

Анна-Лиза Техменева: Для меня это тоже сериальный дебют, который дошёл до реализации на платформе. Я работаю сценаристом уже лет восемь, но часто бывает такое, что проекты не доходят до съемок. Думаю, всё случилось в нужное время: совпали история, наша готовность и наличие большого опыта, который помог этой истории случиться.

Антон Меньшиков
Антон Меньшиков

Страшно было?

Антон Меньшиков: Эмоционально было действительно сложно. Буквально за три месяца до мотора я начал понимать, что впереди съёмки, и передо мной задача не просто снять, а сделать сюжет таким, чтобы он понравился людям. И, конечно, в этот момент был мандраж. И я просто решил, что должен основательно подготовиться. Начал заново вспоминать всё то, что было мне дано в разных институтах, начал анализировать весь опыт. Стал вести конспекты и разбирать роли. Я знал, что у меня должен быть готов ответ на любой вопрос любого участника съёмочной группы. Важно сказать, что я был самым молодым участником нашей группы, и это сказывалось. Первые дни я вообще никому не говорил про свой возраст, особенно актёрам. А меня все спрашивали: «Сколько тебе лет?». На тот момент мне было 24 года, и я просто опасался, что меня не будут слушать. И в общем всё было хорошо, пока меня не добавили на «Кинопоиск» (смеётся).

И тут-то все узнали ваш возраст и знак зодиака…

Антон Меньшиков: В итоге, думаю, мне удалось справиться: прежде всего потому, что актёрам я сумел донести задачу и говорил с ними на одном языке. Что касается продюсеров, то они относились к нам доверительно, и никакого нагнетания с их стороны не было. В рамках бюджета мы могли делать то, что хотели.

Лиза, а вы присутствовали на съёмках?

Анна-Лиза Техменева: Да, я была на съёмочной площадке. Вообще надо сказать, что до этого я работала с разными режиссёрами: и начинающими, и опытными. И очень благодарна Антону за то, как он справился с проектом и с какой любовью отнёсся к тексту. Я видела, что он точно понимает, что делает, а это качество очень важно для режиссёра.

Антон Меньшиков: На этих съёмках Лиза очень поддерживала меня. Мы работали не просто как режиссёр и сценарист. Это было огромное понимание и доверие.

Ребята, у вас роман не случился на съёмках?

Анна-Лиза Техменева: У нас точно есть сценарно-режиссёрский роман. Огромный роман двух любящих друг друга друзей и коллег.

На каком языке должен говорить кинематограф, чтобы он был понятен молодой аудитории?

Анна-Лиза Техменева: Мне кажется, что самое главное (это есть во всех моих текстах) — говорить на искреннем, живом языке. У нас очень мало живого языка в сериалах. И с точки зрения того, как люди говорят, и с точки зрения того, как рассказана история. Очень часто сериалы уходят либо в пафос, либо в жёсткую комедию/пародию, где ничего живого не остаётся, кроме фактурных типажей. А мне кажется, нужно стремиться к тому, чтобы писать истории про живых людей: про себя, своего друга, свою маму. В жизни намного больше интересного, чем мы привыкли замечать.

Анна-Лиза Техменева: Я полностью согласен с Лизой. Свою же задачу как режиссёра я вижу в том, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал каждого участника съёмочной группы. Каждый внутри художник, и он должен реализовать свои творческие амбиции на площадке. Именно поэтому я не возражаю против импровизаций, хотя всегда уважительно отношусь к тексту.

Каких тем и сюжетов не хватает в сериальной индустрии?

Анна-Лиза Техменева: Я недавно была в роли наставника в творческом хакатоне для студентов и увидела, как любят начинающие авторы уходить в сложные жанры: фэнтези, антиутопии, в сложные конструкции. Мне кажется, что нам не хватает понятных жизненных историй: они могут быть мелодраматическими или драмедийными, могут быть лёгкими. История от этого не становится скучной — она становится намного тоньше и глубже. В жизни ведь очень много сложных конфликтов, интересных и касающихся каждого. И на них совершенно не обязательно навешивать дополнительный концепт в виде роботов. Думаю, именно таких историй будет становиться больше. По крайней мере, в западной индустрии я вижу такой тренд.

Антон Меньшиков: На сегодняшний день нет понимания того, что я буду снимать дальше. Но есть много историй, которые пока не очень хорошо реализованы. И я больше думаю не про то, о чём, а про то, как. Для меня очень важен визуальный язык. И у нас впереди огромный путь, чтобы переработать сюжеты и показать их иначе, переформатировать на современный язык.

Мы наблюдаем бум сериальной индустрии. Насколько она заменит полнометражное кино?

Анна-Лиза Техменева: Мне кажется, ничего не заменит ничего. Были телевидение и ситкомы. Ситкомы остались, но преобразовались в другой формат. Было полнометражное кино — ничего с ним не случилось. Я не вижу замены, я вижу расширение. Не мы решаем, какой формат выбрать, а история. Это история просит рассказать её одним или другим способом: в ней может быть потенциал на восемь серий, а может — на два часа. Нам совсем не обязательно выбирать что-то одно.

Антон Меньшиков: Мне не уйдём от того, что уже было создано. Кино будет существовать, сериалы будут существовать. Вопрос трансформации этих форматов.

Что вы посоветуете людям, которые идут учиться и хотят работать в индустрии кино? Главные качества сценариста и режиссёра?

Анна-Лиза Техменева: Я всегда писала — с самого детства. И вообще очень люблю работать с текстом, и развитие своё вижу в том, чтобы стать ещё лучшим драматургом, сценаристом, креативным, шоураннером. Важно оценивать реально, что у тебя получается. Любить писать, любить работать с текстом. И никого не слушать. Мне часто рассказывали, как тяжело быть сценаристом: бесконечные правки, стресс, ад, боль. Но это — проекции. Бывают проекты, которые бриллиантовые со второго драфта. А бывают те, что умирают в процессе. Но у меня — лучшая работа на земле, она меня делает очень счастливой. Потому что я никого не слушаю. И вам не советую. Просто начните писать, и всё у вас получится. А, да, ещё одно. Иногда проблема не в тексте. Иногда проблема в людях.

Антон Меньшиков: Профессия режиссёра — это профессия вопреки. Как герой проходит путь, преодолевая барьеры. Так и режиссёр преодолевает путь. И это всегда вопреки. На любом проекте всё не так. И задача режиссера — вопреки всему пойти и сделать так, как он считает нужным, принимая и понимая реалии. Один продюсер сказал мне как-то очень важную вещь о том, что у многих режиссёров под рукой одни и те же ресурсы, одни и те же инструменты, но выигрывает тот, кто способен в этих рамках создать что-то новое и действительно увлечь зрителя. Для режиссёра очень важно ремесло. Без понимания инструментов и базы ты не сможешь рассказать историю так, чтобы она сработала. В нашей профессии всегда выигрывают практики, а не теоретики.

Share Button
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика